Главное, что случилось после второго боя с Али с Фрейзером, это то, что и сторонники Мухаммеда, и его противники получили подтверждение тому, что все и так знали уже почти три года: он уходил в прошлое. Да, ему еще предстоял бой с Форманом, чтобы это подтвердить, но это была чистая формальность. mma.metaratings.ru продолжает цикл «Лучшие бои в истории бокса». Сегодня мы вновь поговорим о легендарном противостоянии Мухаммеда Али и Джо Фрейзера. С первой частью можно ознакомиться тут . Со второй — здесь . С третьей — нажав сюда . И с четвертой — вот тут .
Победа во втором бою над Фрейзером была большим фиаско, чем поражение от Нортона в их первом бою. Вы думаете, о нем тогда так же забыли, как забыли вы? Ничего подобного. Поражение от Нортона было всего десять месяцев назад: 31 марта 1973 года, а победа над Фрейзером — 28 января 1974 года. Никакая любовь не может быть настолько слепа, чтобы забыть такое недавнее прошлое. Тем более, когда говорят они об одном и том же.
Но, если даже допустить, что о нем забыли, то и двух месяцев не прошло, как о нем напомнили. 26 марта 1974 года, как уже говорилось, во втором раунде Нортон проиграл Форману, и потрясенный Али сам рассказал об этом с комментаторского места.
Я думаю, что сказал достаточно, чтобы обосновать то, что без описания боя Али — Форман невозможно рассказать о трилогии Али — Фрейзер. Люди не поймут, почему Мухаммеда и Джо с таким нетерпением ждали всего через полтора года, после того, как они, вроде бы, навсегда выяснили свои отношения.
Слава Формана всегда была крепко замешана на ужасе, а, после побед над Фрейзером и Нортоном, взлетела до небес. Его стали бояться даже больше, чем Санни Листона, с которым его постоянно сравнивали. В конце концов, Форман сумел сделать с пуленепробиваемым Фрейзером то, что Листон с Паттерсоном, который только в титульных боях в общей сложности 17 раз побывал в нокдауне.
Вообще, в то время много занимались сравнениями, например такими. Али по два раза встречался с Фрейзером и Нортоном, и в обоих случаях проиграл первый бой и с огромным трудом выиграл второй. Джордж не победил, даже не нокаутировал, а просто уничтожил обоих за два раунда. Все серьезные поклонники бокса знают, как обманчивы бывают такие сравнения, но в данном случае они казались действительно уместными. И чем неотвратимее становился бой Форман — Али, тем меньшими виделись и шансы Мухаммеда в этом поединке.
А бой действительно становился неизбежным. После победы над Джо, Али возглавил претендентский рейтинг. К тому же он был чуть ли не единственным, кто хотя бы на словах не боялся Формана и готов был с ним встретиться.
Организация такого грандиозного боя заняла много времени. К тому же Форман получил на тренировке мелкое рассечение, из-за которого встречу пришлось чуть-чуть отложить. Но он, наконец, состоялся. Это произошло 30 октября 1974 года в центре Африки, в столице Заира Киншасе. Промоутеры, скрываясь от налогов, забирались все дальше и дальше. Однако многие увидели в месте события глубокий символический смысл: главный афроамериканец всея земли должен был защищать свою расу в центре Африки. То, что его противником в данном случае был тоже афроамериканец, ничего не меняло. Это был верноподданный ставленник белых. Формана, который был тогда сущим воплощением спеси, такое положение вещей даже забавляло.
«Что этот полукровка так носится со своим цветом кожи? Я в два раза чернее него»
Али ведь, в сущности, мулат, а не афроамериканец, и его белые корни, которые он всегда игнорировал, легко прослеживаются. Его родственники нашлись в частности в Ирландии, и никакая «кровь рабовладельцев» не текла в его жилах, как он многократно заявлял. Только кровь отца и матери после законного брака. Однако это тогда никого не волновало. Али давно стал олицетворением сразу двух Америк, интересы которых тогда часто пересекались, Америки черной, и Америки прогрессивной, то есть левой и левацкой.
Последние дни перед боем Али, по своему обыкновению, превратил в бесконечный спектакль, обещая «поплясать и отшлепать Формана». Со своим вечным компаньоном Бундини они устраивали целые феерии. Джордж на это никак не реагировал. Похоже, он действительно представить себе не мог, что может проиграть Али.
Между прочим, касательно «танцев» с Бундини, существует две взаимоисключающие версии, обе восходящие к Али. Согласно первой, он с самого начала знал, что «танцы» в бою с Форманом не сработают. Согласно второй, он перестроился, глядя на Формана уже непосредственно в бою. Мне кажется, первая ближе к истине. Более того, то, что он показал там, он репетировал в нескольких боях перед Джорджом. Но это лишь мои догадки.
Бой состоялся рано утром, чтобы американцы смогли посмотреть его в прямом эфире в самые лучшие вечерние часы. Антураж соответствовал событию. В числе комментаторов был и Джо Фрейзер, в качестве специалиста по обоим боксерам. Как и абсолютное большинство экспертов, он не сомневался в победе Формана.
Выход обоих боксеров был необычайно торжественным, и публика оголтело приветствовала их. Минуты тянулись как часы, и ожидание быстро становилось невыносимым. Когда, наконец, прозвучал гонг, тысячи людей на стадионе и десятки миллионов перед телеэкранами облегченно вздохнули.
Форман сразу начинает теснить Али к канатам, тот отступает и неожиданно проводит классическую двойку с акцентом на правом кроссе. Удар очень сильный и, кажется, он удивляет самого Формана. Он успел привыкнуть к тому, что его боятся, и никак не ожидал от Али такой прыти. Тут же Мухаммед проводит еще одну такую же серию. Он быстро перемещается по рингу, и Джордж пока за ним не поспевает. Однако, когда ему все же удается прижать Али к канатам, тот не спешит оттуда выходить. Мухаммед принимает некоторые удары Джорджа на корпус, но бережет голову и сам постоянно контратакует. И все же в середине раунда Форману удается несколько приноровиться к своему верткому противнику, и время от времени у него более-менее получаются отдельные удары.
Но Али спасает его феноменальное чувство дистанции и невероятный бойцовский инстинкт. Меньше, чем за минуту до конца раунда, прижатый к канатам, он чуть-чуть отклоняет голову и чудовищный апперкот Формана, сыгравший ключевую роль в бою с Фрейзером, пролетает мимо его головы. Тут же идет второй, но в нем нет той силы, к тому же Али удается его частично амортизировать. Один раз Джорджу удается неплохой левый хук , который отбрасывает Мухаммеда на канаты, но Али опять его видит и уходом снижает эффективность удара. Концовка раунда скомкана, что несколько портит впечатление от работы Али, он много клинчует, но он явно выиграл этот раунд. Фрейзер, правда, заявляет, что раунд равный, но так думают немногие.
Во втором раунде темп замедляется, и это, похоже, инициатива Али, как ни странно. Форман становится более агрессивен. Секунд через 30 после гонга он прижимает Али к канатам и наносит двойку левый-правый. Удар справа получился особенно мощным. Правда, Али, отклоняясь, в значительной степени погасил его силу, но далеко не полностью. В первой половине раунда Форману удается еще несколько неплохих ударов, но ни один из них не приходится совсем уж чисто, благодаря чему Али ни разу даже не пошатнулся.
Однако здесь происходит нечто странное — Али будто не спешит отходить от канатов и даже из углов. Он принимает некоторые удары Джорджа на корпус и пытается контратаковать в голову. Несколько его левых джебов находят челюсть Формана, и по лицу последнего видно, как это неприятно. Вообще, тем, кто думает, что в ударах Али мало силы, следовало бы почитать отзывы о них одного из его противников, очень сильного боксера Рона Лайла. В частности, о его левом джебе он говорил, что по ощущениям по силе он больше походил на правый кросс, и именно это видно сейчас по Форману.
В конце раунда Али несколько раз удачно контратакует. На этот раз концовка за ним, но трудно сказать, приносит ли она ему успех в раунде. Фрейзер опять говорит, что раунд равный, и на этот раз с ним трудно не согласиться. В принципе, его можно отдать и тому и другому, но лично мне кажется, что пусть с минимальным преимуществом раунд выиграл Форман, так как его атаки в первой половине выглядели чуть более результативными, чем атаки Али во второй.
Комментаторы во главе с Джо Фрейзером после второго раунда недоумевают: почему Али не уходит от канатов? Лишь один из них замечает, что он и не уходя от канатов умудряется наносить Форману множество ударов, которые рано или поздно на нем скажутся.
Третий раунд. Али удачно контратакует правым кроссом, а через некоторое время повторяет этот удар и наносит двойку опять-таки с акцентом на кроссе. Джордж явно чувствует эти удары, но он яростно огрызается и примерно за минуту до гонга наносит короткий удар правой, затем очень мощную двойку и, наконец, последний правый кросс, очень сильный.
В последний момент Али откидывает голову и как-то амортизирует удар. Во всяком случае, он даже не пошатнулся, но если так будет продолжаться, раунд он проиграет. Какое-то время кажется, что так оно и будет, но, находясь в центре ринга, Мухаммед неожиданно наносит правый кросс, а затем еще двойку. Форман слегка ошеломлен, но бросается за Али, отступившим в угол. Там Мухаммед его встречает еще одной мощной двойкой, а потом еще одной. Звучит гонг. Рефери разнимает противников. Последние атаки приносят Али победу в раунде.
В начале четвертого раунда Али опять, как он уже делал много раз, отступает в угол, а затем наносит правый кросс и еще двойку. Последний удар правой очень сильный, и Форман пошатнулся, впервые за весь бой. Какое-то время Али действует активно, а потом перестает идти на обострение. Похоже, это тактика: Али все время активен в начале раунда, потом отдает середину и старается выиграть концовку, что обычно ему удается.
Форман наносит много длинных мощных ударов, которые идут мимо цели. Ближе к концу ему удается неплохой удар справа, на который Али вскоре отвечает своим. Мухаммед опять выиграл раунд. В перерыве один из организаторов матча Джон Дейли говорит фразу, которая впоследствии его прославит.
«Потрясающий бой! И, по-моему, Али выигрывает в одну калитку. Я думаю, что для победы ему понадобится не больше четырех раундов»
Пятый раунд Али начинает с сильного левого джеба, еще раз показав, какая сила скрыта в этом ударе, но продолжения не следует. Начинается какой-то вялый обмен ударами, не причиняющий особого вреда ни тому, ни другому.
На второй минуте Джордж прижимает Мухаммеда к канатам и начинает бомбардировку в стиле американских «летающих крепостей» времен Второй Мировой, когда они работали по Токио. Джордж бьет по голове и по корпусу. В голову Мухаммед пропускает только один или два удара, остальные приходятся по защите или летят мимо цели, но по корпусу Форман страшно прикладывается множество раз. Создается впечатление, что Али измотан. Комментатор, который явно ждал победы Джорджа, решает, что вот она и пришла, и кричит: «Форман выигрывает раунд в одну калитку!»
Между тем, атака Формана начинает иссякать, он полностью выложился и измотал себя собственными ударами. Секунд за 45 до конца раунда Али наносит какую-то как будто пробную двойку. Видимо, результат ему понравился, потому что секунд через десять он переходит в беспрерывную атаку. Он проводит несколько блестящих серий с акцентом на правом кроссе. Форману удается между делом провести длиннющий левый хук , но Али на него никак не реагирует и продолжает атаку, обрушив на голову Джорджа еще множество ударов. Между делом он еще подмигивает кому-то в своем углу, и снова берется за голову Формана. Гонг звучит под всеобщий рев зала. Заживо похороненный Али воскрес и задал своему палачу такого жару, что перечеркнул все, чего Джордж добился до этого.
Комментаторы перебивают друг друга. Всех ставит в тупик тактика Али: это стояние у канатов, которого никто не ожидал. И только здесь Джо Фрейзер подает голос: «Это старый трюк профессионалов, и Джордж пал его жертвой». Но его, похоже, не очень слушают. «Когда я с ним дрался…» — начинает Джо, но его бесцеремонно прерывают. Фрейзер и его бои сейчас никого не интересуют.
В перерыве команда Формана требует натянуть канаты потуже, так как секундантам чемпиона мира кажется, что Али использует их на выгоду себе. Увидев это, Анджело Данди принимается орать как сумасшедший, требуя, чтобы канаты оставили в покое.
Шестой раунд Джордж начинает необычно. Он вспоминает, что когда-то был техничным боксером, прекрасно умевшим пользоваться левым джебом, и несколько раз слегка беспокоит Али этим ударом. Али потребовалось какое-то время, чтобы приспособиться к этой перемене, а потом он раз за разом начинает наносить свой джеб, показывая всеми миру, кто лучший в этом компоненте. От каждого удара голова Джорджа дергается, как тренировочная груша. Зал встречает каждый удар Али одобрительным воплем. Джордж прижимает Мухаммеда к канатам и бьет по защите. Его удары вязнут в руках Али, но его это не беспокоит, он делает свое дело, правда, безуспешно. В конце раунда Мухаммед наносит хорошую двойку и добавляет еще. Этого вполне достаточно, чтобы отдать ему раунд. Форман очень измотан.
В перерыве один комментатор, предвосхищая события, говорит, что Али, похоже, станет вторым человеком, который сможет вернуть себе титул чемпиона мира в тяжелом весе. Другой начинает описывать тактику Али, его простаивание у канатов, которое измотало его противника гораздо больше, чем его самого. Вставляет слово Джо Фрейзер, который говорит, что Джордж дерется глупо, а Али — умно.
В седьмом раунде Мухаммед явно берет выходной. Форман настолько измотан, что под видом ударов просто пихается. Али не делает вообще ничего. Время от времени он наносит один-два удара, но не вкладываясь в них. Джордж слегка перевел дух и в одном из эпизодов меньше чем за минуту до конца раунда наносит два мощных боковых, которые не достигают цели, а затем неплохой апперкот правой, но Али, как и прежде, не реагирует на эту атаку никак. Форман несколько раз наносит удары по корпусу с тем же отсутствием результата, что и раньше. Али иногда лениво контратакует. Гонг. Видно, что Форман устал за этот раунд гораздо больше, чем Али, но он был чуть активнее, и при очень большой симпатии к нему, ему можно отдать этот раунд, хотя на самом деле он был равным, а если судить по нанесенному урону — то вообще победил Али.
В общем-то, всем, в том числе и комментаторам, ясно, к чему идет дело, но никто не знает, когда наступит конец. Фрейзера спрашивают, может ли еще Форман нокаутировать Али одним ударом. Джо отвечает утвердительно, но по интонации слышно, что в такое развитие событий он сам совершенно не верит.
В начале восьмого раунда Али под рев зала наносит несколько левых джебов и правых кроссов. Форман отвечает своими бешеными ударами со всего размаха и мажет. В какой-то момент Али проваливает его, и Джордж всем телом налетает на стойку ринга и ложиться на нее, а Али придавливает его сзади.
Чуть позже Форман проводит на удивление неплохую двойку, причем правый кросс, по крайней мере, выглядит сильным, но, наверно, это уже только видимость. Джордж проводит неплохой правый апперкот и еще несколько прямых с обеих рук, а затем достает Али еще каким-то полухуком-полупрямым. Али в ответ внимательно смотрит на него. Джордж устал, и его удары опять превращаются в вялые толчки. Один из комментаторов догадывается: «Али позволяет ему наносить больше ударов, чем раньше. Он хочет, чтобы Форман сам измотал себя в атаках». Все правильно, только Джордж, похоже, этого не понимает, и, как и в течение всего этого боя, безропотно идет на поводу у Али.
Где-то секунд за двадцать до конца Али, находясь в углу, наносит правый кросс, затем еще один, а с третьим ударом правой легко выворачивает из угла. Здесь он наносит несколько как будто нащупывающих ударов справа. Затем проводит двойку, тоже вроде бы пробную, и тут же добавляет еще одну: сильный левый подготавливает почву, а точнее мишень на лице Формана, а потом туда влетает мощный правый кросс с сильнейшим акцентом, который Мухаммед и готовил в течение всей концовки раунда.
Форман, согнувшись, описывает заплетающимися ногами какую-то петлю против часовой стрелки. Али зависает над ним, как орел над жертвой, прежде чем спикировать на нее, но не добивает, хотя имеет на это право. Все-таки неслучайно противники его никогда не боялись.
Джордж, наконец, падает. Он лежит на спине, слегка приподняв голову. Рефери считает. Форман начинает вставать и поднимается на ноги как раз тогда, когда рефери завершает счет, но арбитр дает сигнал, что бой закончен. Джордж не возражает и, шатаясь, идет в свой угол. Похоже, он даже не очень соображает, что произошло.
Тем временем Али, согласно правилам, стоявший в нейтральном углу, походкой гладиатора, повергшего всех врагов и завоевавшего свободу, возвращается в свой угол. Его там ждут. Как ждут! И сколько народу! Похоже, туда устремились все, кто был на стадионе, и охрана в касках еле сдерживает их.
Творится что-то невообразимое, не сравнимое даже с тем, что было десять лет назад в Майами Бич, когда Кассиус Клей победил Санни Листона. Тогда этого тоже никто не ожидал. Как ни странно, в двух главных боях своей жизни величайший тяжеловес XX века вовсе не был фаворитом. Более того, большинство считало, что у него в них вообще не было шансов.
Никто не замечает, как с ринга уходит Форман. С ним идут только три или четыре человека. Больше он никому сейчас не нужен. Али уходит в окружении тысяч людей. На пресс-конференции Мухаммед дает душе оторваться, требуя, чтобы журналисты, дававшие свои прогнозы на этот матч, в котором ему отводили роль жертвенного барана, признали свои ошибки. Точно так же он делал и после первого боя с Листоном. Смущенно посмотрев друг на друга, представители прессы начинают каяться, как и десять лет назад, но только теперь все-таки гораздо более охотно. Али снова чемпион, и в этот момент кажется, что навсегда.
После того, как улегся шок, вызванный победой Мухаммеда, все бросились объяснять, как же такое могло произойти, как же вышло, что все так обмишурились. Сейчас бывает очень забавно читать эти откровения, особенно если перед этим посмотреть сам бой. Возникает вопрос: о каком же бое пишут все эти эксперты? Все дело в том, что они не столько пытались описать сам поединок, сколько оправдать свои прогнозы и вольно или невольно подтягивали описание под них. Так Нэт Фляйшер, главный редактор и издатель журнала «The Ring», писал, что Али проиграл первых два раунда и вообще его тактика себя очень часто не оправдывала. В целом же из семи раундов Фляйшер отдал Форману четыре, а Али — три. Ну, конечно! Нетрудно догадаться, какой прогноз он давал перед боем.
Самое же точное описание боя, со всеми нужными акцентами и всей его психологической подоплекой дал Норман Мейлер, которого, по-моему, именно за это многие спортивные обозреватели навсегда невзлюбили.
Все позади. Но впереди еще последний бой с тем, кто нехотя комментировал эту встречу – с Джо Фрейзером.
Продолжение следует...