«На меня надели маску, в которой я чуть не сдох». Олег Тактаров вспоминает, как стал чемпионом UFC 6

28 лет назад (14 июля 1995 года) в Каспере (США) российский боец Олег Тактаров выиграл турнир UFC 6 , задушив трех соперников за один вечер. «Русский Медведь» стал не только первым российским бойцом в UFC, но и первым обладателем пояса.

Олег Тактаров
Олег Тактаров

Из рассказа легендарного бойца в интервью MMA.Metaratings.ru о своем пути к триумфу вы узнаете:

  • о тренировках с Кеном Шемроком и его чудесных преображениях перед выступлением;
  • грязных приемах бойцов старой школы;
  • удушающем приеме за девять секунд в странном бою;
  • сражении со «стеной» Танком Эбботом на фоне обезвоживания;
  • как Тактаров хотел сломать ногу Дэну Северну;
  • и что купил на заработанные деньги.

UFC 6 – был единственный турнир, на который я хотел ехать. Приехал в Америку с настроем сниматься в кино, и благодаря UFC 5 я снова превратился в спортсмена. За полгода до поездки в Америку в 26 лет меня проводили на заслуженный отдых в Новороссийске.

Организатор сказал: «Пока у нас в СНГ нет человека, который выиграл соревнования подобного ранга четыре раза. Мы провожаем Олега Тактарова, это его лебединая песня». Я еще полетел в Ригу на турнир «Белый дракон», где было интересно. Новые правила, точнее их полное отсутствие, для меня были как в кино.

На UFC 5 в Техасе все было против меня, в том числе менеджер с одной извилиной, с которым я после этого расторг контракт. Поговорить по-русски было не с кем, а каждый звонок мне обходился от двух до десяти долларов, в зависимости откуда я звоню домой. Все колени и все связки у меня полетели. Весил я тогда где-то меньше 90 кг.

Олег Тактаров

И вдруг я получаю для себя урок. В UFC никто никого не жалеет. Даже если соперник борец, как Дэн Северн, это не значит, что он будет идти по какому-то кодексу бойца. У него было желание в тот момент выиграть во что бы то ни стало, потому что до этого он проиграл Ройсу Грейси и приехал мотивированным. А я думал, что с кондачка легко выиграю даже при хреновом самочувствии.

Олег Тактаров
Олег Тактаров

К UFC 6 я тренировался в хорошем лагере Lion's Den, куда меня пригласил Кен Шемрок, чтобы я ему помог подготовиться к Ройсу Грейси. Спасибо им за это. Я снова набрал массу, мышцы и испытывал огромное желание. Я тренировался там достаточно много.

Мой покойный тренер Николай Баранов учил нас тренироваться больше всех в самбо. Также я тренировался в Lion's Den. Когда ребята шли отдыхать, шел бегать в горы, либо на стадион. К UFC 6 я подошел голодным с желанием победить и потом попасть на реванш с Дэном Северном.

Первым соперником был канадец Дейв Бенетто. Как одно животное чувствует, что другое животное слабее, я понимал, что выиграю. Когда смотрел этот турнир потом, слышал, что он готовился с тренером Эвандера Холифилда.

Какая разница, с кем ты готовился, если я сильнее. Я сразу сократил дистанцию и начал готовить новый прием. Для меня он был известен, но для UFC был новым. Я адаптировал его немного под стойку, чуть-чуть перекрутился и сделал ахиллес с таким заходом, который для UFC был чем-то из ряда вон выходящим. До сих пор ты редко видишь такие интересные приемы, а тогда это было для всех «Вау!»

Второй бой я должен был проводить с Пэтом Смитом. Александр Федоров из Свердловской школы, у которого я научился некоторым приемам, часто делал их для шоу. Это не приветствовалось старыми спортсменами, потому что так он ломал людей. Они уже сдаются, а он шел до конца. В то время треш-ток был не в моде, но Пэт Смит позволил себе что-то резкое сказать в интервью.

Я подумал, что этот кикбоксер вякает? В то время я уже хорошо научился ловить лоу-кики, отходя чуть в сторону и отработал это движение под Смита, но он снялся, сказав, что у него что-то с животом. Что там было, непонятно до сих пор. Просто морально я его сломал. Надо было следить за своим языком, ничего не говорить, и тогда бы он вышел и все было бы более эффектно.

Олег Тактаров

Вместо него выпустили Энтони Масиаса, у которого был тот же менеджер Бадди Элбин, что и у меня. Сейчас такое тоже бывает, как например, в бою Хабиба Нурмагомедова с Джастином Гейджи. В то время Элбин был главным промоутером, который отбирал бойцов в UFC. Он сменил на этом посту Арта Дэйви, и все хотели под него подписаться. Бадди хотел протолкнуть своих ребят, с которых он брал больше процентов. С Масиаса он брал не меньше половины, а с меня 40 процентов.

Лучшие прогнозы на MMA

Больше прогнозов

За них я сражался, потому что он хотел больше. Масиас вышел, прыгнул мне в ноги, а я его сразу задушил. До этого он приезжал к нам в зал, и мы с ним два раза спарринговали. Он меня постоянно об этом просил, но ничего особенного собой не представлял ни в ударной технике, ни в борьбе. По весу я тоже его превосходил, поэтому проблем с ним не было. Он проиграет мне и опять хочет, проиграет – опять хочет. Был очень надоедливый. Потом мы с ним подружились, и он оказался нормальным парнем.

Дальше я выхожу и вижу перед собой что-то огромное. Это был мой соперник Танк Эббот. Ну здоровый и здоровый, ничего страшного.

Хоть первые два боя были и недолгими, я немного подустал прежде всего морально. Ты приходишь за два часа до начала, ничего не ешь, вечер растягивался очень долго. Мне было не привыкать бороться в турнирной сетке по дзюдо и по самбо, где бывало и по шесть схваток за день.

Танк Эббот
Танк Эббот

Сначала у меня не было никаких планов, что с ним делать, так как не видел ни одного его предыдущего боя. Я боялся за свои колени, что они дадут сбой, вдруг что-нибудь подломится и выскочит. Сразу хотел перевести его в партер самбистским приемом, но вдруг меня как стена оттолкнула обратно. Я оказался на спине, а он на мне. Думаю: «Ничего себе, какой мощный мужик!»

Баланс у него был в порядке, я же не знал, что он базовый борец. Думал, что просто здоровяк с животиком. Дальше смотрю, он встал, решили побиться в стойке. Мне что-то прилетело, но в ударке у него не заметил ничего особенного, так как спарринговал с боксерами раньше. Куда убирать голову, я знал.

Надо было показать, что нам не страшен серый волк в стойке и попал пару раз ему в подбородок, но было чувство, что снова уперся в каменную стену. Смотрю на него, а глаза светлые, значит мужика не повело.

Олег Тактаров

Вижу, у него руки немного перекачанные и думаю, что надо удушающий попробовать, так как защищаться от него такими руками тяжело. Я зашел на гильотину, но тут произошло самое невероятное для меня.

В Lion's Den в тот момент тренировалось пять будущих чемпионов UFC, и всем я делал гильотину, включая Фрэнка Шемрока. Никто не мог разорвать мой захват. Он у меня своеобразный, со своими секретами, которыми я начал в последнее время делиться. Мы с Кеном Шемроком качались с максимальными весами, делили жим, я брал невероятные веса на плечи.

Не помню, сколько раз я тогда подтягивался, но точно 60-70 делал, так как мышцы у меня почти не уставали.

Олег Тактаров

После самбо у меня остались нормальные рабочие мышцы, а тут вдруг какая-то пресс-машина меня отжимает. Что это за конь такой? Первая мысль была, что нужно зайти сзади, но как это сделать? Видимо, придется помучиться. Так и получилось, но я не ожидал, что горы произведут на меня такое незабываемое впечатление.

Я не пил тогда чистую воду, а пил чай, чтобы руки не отекали и между поединками недостаточно пил. Это было неправильно, но в то время не было никакой написанной методики. Я даже не понимал, что Каспер находится высоко в горах. Когда прилетел, прошла такая мысль, что на второй этаж поднимаюсь, а у меня одышка. Потом тяжело было на разминке, я задыхался. Думал, что продышусь и все пройдет.

Но раз мне тяжело, значит другим еще тяжелее. Я полагал: «Сдохнешь первым ты, а уж дальше я как-нибудь заставлю тебя работать чуть больше, чем я сам, даже если ты выносливый». Тогда повезло, что нас подняли, и я заметил, что он уже устал. Думал, если что-то получится, то мне надо по-любому оказаться за спиной. После этого он пошел в атаку, что я и ждал. Хотел провалить его и пройти за спину, но получилось по-другому.

Я взял его на гильотину, но знал, что эту гильотину я не закончу, потому что силы тоже были на исходе. Каким-то чудесным образом я перелез к нему за спину, потому что Танк уже не мог шевелиться. Засунул ноги, и поэтому был уверен, что он не выберется. Я проводил тренировки по три часа со сменой партнеров, где у меня была задача просто держать ноги.

Просил ребят начинать схватку с того, что у меня заправлены ноги. Также я защищался от треугольника, начиная схватку, когда на мне замыкали треугольник. Придумал выходы, которые до сих пор не видел, чтобы кто-то их делал. Чаще всего при плотном треугольнике люди сдаются, а я наработал три движения, которые позволяли выйти даже из самого плотного захвата.

Когда я зашел за спину, было уже не надо брать совсем глубокий захват. Я просто пролез, перекрыл одну артерию, захватил другую и поджал локти. Смотрю, он уже не защищается и постучал. Рефери меня снял с него, хотя я хотел, чтобы Танк совсем отключился, но такой красоты не получилось. Собираюсь вставать, так как силы еще оставались, но на меня напрыгнул с поздравлениями Кен Шемрок, сказал лежать, перевернул на бок и накрыл.

Я, конечно, понял, что было бы неплохо подыграть. Потом на меня надели маску с пережатым клапаном, я чуть не сдох в ней и просил снять, но по-английски еще толком не разговаривал. Всем нужно было быть в камере, я же не знал, что это реально крутое мировое шоу. Для многих было важно хотя бы на секунду появиться перед камерой. Это была сразу гарантия семинаров и студентов, поэтому меня все облепили: Гай Мезгер, в зале которого я тренировался, Бадди Элбин и другие. Был даже чистокровный индеец чероке Эрнест. Все получилось красиво, как всегда бывает.

То не с кем было поговорить, а тут сразу столько друзей, но те, кто по-настоящему со мной дружил, стояли в тот момент в сторонке. Большой радости я не получил, но была мысль, что теперь точно смогу получить реванш с Дэном Северном.

У меня тогда украли олимпийку и штаны Reebok и все, что у меня было на сувениры. Может еще лет через десять кто-нибудь вернет или увидите их на e-bay.

Олег Тактаров

Я оделся в кимоно и поехал на проверку головы. Сказал им, что не получил серьезных ударов, просто у меня обезвоживание, а после того, как попью водички, все будет нормально. Но толком я этого объяснить не мог, а они придерживались своих правил. За эту больницу мне пришлось даже что-то заплатить. Они сказали, что голова в порядке, а воды в организме не осталось. Поэтому мне влили две пачки физраствора, а я все это время ждал.

Олег Тактаров, чемпион UFC 6
Олег Тактаров, чемпион UFC 6

Тогда я был влюблен и хотел вернуться к своей девушке, а в меня все вливали этот физраствор. В итоге я приехал, когда вечеринка была уже в разгаре и первым делом я встретил одного из двоих хозяев UFC Боба Мейровитца. Мне выписали чек за победу в турнире, но за вычетом всех расходов мне осталась какая-то ерунда в виде 25-26 тысяч. Я купил себе машину, потому что без свободного перемещения в Америке делать нечего. Каждый раз летать на самолете и ездить на такси — не напасешься денег.

На первое время мне хватило этой суммы. Когда я пришел в зал, Кен Шемрок мне сказал, что раз мы проводим следующий бой друг с другом, то тренироваться вместе не можем. Для меня тогда это было неожиданно, потому что мы в свое время обещали друг другу никогда не драться.

Шемрок включил американца и сказал, что это противостояние России и Америки и я должен драться за свою страны. Я ему ответил, что победить меня не сможет.

Олег Тактаров

На тренировках я его трепал, как хотел, потому что его оригинальный вес был 84 кг. Это ни о чем. По болевым и удушающим у него не было хороших знаний, хотя на фоне остальных, он был достаточно крутой. Когда он проходил свой курс, как было перед супербоем со мной, он прибавлял в весе до 30 фунтов (13,5 кг). Когда я вышел в октагон, смотрю стоит совершенно другой человек.

Кен хорошо не дышал. Наши схватки проходили минут восемь, больше он не выдерживал, а тут его хватило на 35 минут. Я не хотел выигрывать супербой, чтобы попасть в сетку турнира Ultimate, где выступали все чемпионы. Я надеялся встретиться с Дэном Северном на любом этапе. Мне было без разницы, я знал, что всех остальных пройду. Но это была другая история. Когда вся компания работает против тебя, победить тяжело.

Олег Тактаров с легендарным поясом
Олег Тактаров с легендарным поясом

Я тогда подготовил болевой на ногу, он должен был пройти, но меня сгубила жадность. Я хотел эту ногу сломать, а не просто сделать болевой. Он потом признался, что собирался уже сдаваться, но я начал перебирать чтобы получить лучший рычаг именно для излома. Это было неправильно и не по-спортивному. Он мне рассек голову в первом бою, но это был не повод мстить. Я получил хороший урок. Сил мне не хватило, потому что в предыдущих двух боях меня помучили. График был построен так, что человек из нашей подгруппы отдыхал меньше, чем из той подгруппы, где были собраны все американцы. А у меня были бразилец и канадец.

Я не смог восстановиться за 12 минут, тем более перед финалом ко мне прислали двух докторов, которые меня так замучили, что я за время боя отдохнул больше, чем когда они меня проверяли.

Олег Тактаров

Они заставляли меня сесть, встать, подпрыгнуть, и, к сожалению, в финале болевой я не дотянул. Но бизнес — есть бизнес. К тому моменту я уже получил предложение сняться в низкобюджетном фильме, и мои мысли были о том, чтобы не покалечиться. Больше всего я боялся за глаза, куда тыкали все. Шемрок и Северн этим постоянно грешили, а Танк Эббот отличился тем, что порвал мне нижнюю губу. Потом все, конечно, заросло. В глаза он мне не тыкал, но в живот кусал. Кстати, временной лимит ввели на UFC 7, а на шестом турнире его еще не было, но нас впервые поднимали в стойку из-за отсутствия активности в партере.

17 минут в горах было тяжело шевелиться. После третьей-четвертой минуты я понимал, что к высоте надо было готовиться. В Денвере, где такая же высота, я провел час на ковре, но чувствовал себя гораздо лучше, потому что подготовился. После UFC 6 моей самой любимой тренировкой был бег от высоты 2000 метров до пика.

Я находил такую гору, чтобы были тропинки, по которым можно было добежать до верха. Были пробежки по четыре часа просто вверх. Задача была не останавливаться. Если я задыхался, я бежал вниз или параллельно по склону. В дополнение ко всем тренировкам я так отрабатывал горную психологическую устойчивость. До сих пор иногда использую эти тренировки.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!