Каждый вторник все фанаты ММА с большим нетерпением ждут еженедельное обновление рейтингов UFC. Особенно серьезные изменения происходят после крупных номерных турниров, например UFC 300. Однако рейтинги далеко не всегда отражают реальное положение дел в дивизионах, а в некоторых случаях – вызывают серьезные вопросы. MMA.Metaratings.ru рассказывает, как составляются рейтинги, и как они служат рычагом давления.
Как составляются рейтинги UFC
Рейтинги UFC – это итоги опросов журналистов из крупных зарубежных СМИ: MMAJunkie, MMAFighting, ESPN, Cageside Press и так далее. После каждого турнира один из представителей голосует за тех бойцов, которых стоит продвинуть повыше, а кого – опустить пониже. Также журналисты влияют на составление дивизиона P4P – рейтинга бойцов вне зависимости от весовой категории. Официальный рейтинг UFC впервые появился в феврале 2013 года.
Если бы в голосовании участвовали только ММА-журналисты, вопросов было меньше. А так на рейтинг могут повлиять представители New York Post, Fox West Texas, The Sporting News, CBS Sports и так далее. Не исключаем, что журналисты из общих СМИ – профессионалы своего дела, но не все интересуются смешанными единоборствами в полном объеме. Как они могут объективно голосовать и расставлять бойцов по позициям? Потому что некоторые изменения в дивизионах – это форменное безобразие.
В рейтингах слишком много странных изменений
Чтобы далеко не ходить за примером, рассмотрим недавнее обновление дивизионов, которое состоялось 16 апреля.
- Экс-чемпион полулегкого веса Макс Холлоуэй победил третьего номера дивизиона легковесов, Джастина Гейджи, и занял лишь девятую строчку. «Благословенный» нокаутировал соперника, но почему-то остался за пределами первой пятерки. Также гаваец остался на втором месте в весовой категории 66 кг.
- «Хайлайт» не потерял ни одной позиции. Хотя Гейджи проиграл нокаутом, и пару мест он вполне мог потерять.
- Алджамейн Стерлинг одолел Келвина Каттара и забрался на восьмую строчку рейтинга полулегковесов. Здесь все в порядке. Из легчайшего веса экс-чемпиона сразу убрали.
- Майкл Чендлер и Бенеил Дариуш поменялись местами. Никто из них не дрался в минувшие выходные, а «Железный» получил бой с Конором. Майкл и Бенеил поменялись местами, хотя они ничего не делали.
И это только те примеры, которые лежат на поверхности и бросаются в глаза. Скорее всего, Макс остался в рейтинге полулегкого веса, так как он хочет подраться за пояс в этом дивизионе. Но если гаваец победил третьего номера, то почему его не поставили хотя бы на пятое место?
Существуют и более вопиющие ситуации. Экс-чемпион UFC Стипе Миочич не дрался больше трех лет, но все равно остается в топ-5 тяжеловесов. Брайн Ортега не выигрывал с 2020-го, но оставался в первой пятерке полулегкого дивизиона.
А вот Грегор Гиллеспи не дрался ровно год (с мая 2021-го) и сразу покинул первую десятку легковесов. Кто-то не выступает долгое время и не теряет позиций, а кого-то мгновенно исключают из топ-15. Это не только странно, но и несправедливо.
Рейтинги UFC – это рычаг давления на бойцов
Можно прийти к выводу, что в некоторых ситуациях промоушен давит на спортсмена с помощью рейтинга. Такое случается нечасто, но иногда бывает.
Гиллеспи отказывался принимать бои с соперниками не из топ-15, и его быстро лишили места. Не забываем, что когда-то американец говорил, что идет за поясом Хабиба, и ему не с руки биться с кем-то не из рейтингов.
Наиболее яркий пример – Леон Эдвардс. В конце 2020-го Хамзат Чимаев выходил на планетарный уровень хайпа, поэтому «Борза» решили подкинуть сразу в первую пятерку. Напомним, что тогда «Рокки» входил в топ-3 в полусреднем дивизионе, а Хамзат провел всего лишь три боя в UFC.
Но чтобы Эдвардс согласился на бой с «Борзом», его просто исключили из рейтингов за долгий простой. Хотя тогда английский спортсмен шел на серии из восьми побед и претендовал на титульный бой. Но босс UFC Дана Уайт очень хотел раскрутить Чимаева. Как только Леон согласился на бой с «Борзом», он сразу вернулся на третье место.
Титульный бой далеко не всегда дают за хорошую позицию в дивизионе
Рейтинг должен отображать реальную картину дел в дивизионе. То есть боец с первых строчек получает титульный шанс. Это справедливо – когда сильнейший спортсмен в дивизионе дерется за пояс. Однако в UFC иногда дают чемпионские поединки тем бойцам, кто даже не входил в первую пятерку, и это очень сильно бьет по спортивной составляющей UFC.
- Майкл Биспинг подрался с Дэном Хендерсоном, находясь на 13-й строчки рейтинга средневесов. «Граф» очень хотел отыграться после унижения на UFC 100 и фееричного нокаута. Хотя тогда претендентов на встречу с англичанином хватало.
- Эл Яквинта дрался с Хабибом Нурмагомедовым в 2018 году, американец находился на 11-м месте. В дело вмешался форс-мажор – Тони Фергюсон в очередной раз слетел с боя, а Макс Холлоуэй не смог сделать вес. Пол Фелдер не входил в рейтинги, а других приличных кандидатов не нашлось.
- Марлон Вера подрался с Шоном О’Мэлли. «Чито» занимал шестую строчку и шел после победы над Педро Муньозом. У него даже не было успешной серии, но эквадорец – это единственный человек, кто смог победить «Сахарка», причем досрочно. Мераб Двалишвили и Кори Сэндхаген лишь удивленно проводили Марлона глазами.
- Джо Сото и Яна Сантос (Куницкая) вообще бились в дебютных поединках за пояс. Но здесь другая ситуация – они спасали турниры UFC в спешном порядке.
Вот и получается, что кто-то не дерется за пояс после серии из десяти боев без поражений и второй строчки в рейтинге (Белал Мухаммад), а кто-то получает титульный шанс за историю с чемпионом. Если в UFC едва ли не любой раскрученный медийный спортсмен может подраться за пояс, к чему вообще рейтинги? Можно просто назначать претендентов с помощью голосования журналистов. В таком случае у Магомеда Анкалаева, Белала Мухаммада и Мовсара Евлоева шансы получить чемпионский бой стремятся к нулю. Кажется, что в системе рейтингов UFC необходимо провести реформы.