Хавьер Мендес – владелец и главный тренер Американской академии кикбоксинга (АКА). Его вклад в победы многих выдающихся бойцов ММА трудно переоценить. Он тренировал нескольких чемпионов UFC, включая Хабиба Нурмагомедова. Еще он смог создать команду, где каждый боец поддерживает и помогает другому и чувствует себя в академии как дома. Рассказываем, с чего все начиналось, что помогло Хавьеру сделать AKA домом чемпионов ММА и какие у него дальнейшие планы в жизни.
Тяжелое детство: хотел добиться в своей жизни большего, чем отец
Хавьер Мендес родился в Мексике 18 сентября 1970 года. Когда ему было пять лет, семья переехала жить в город Сан-Хосе, штат Калифорния. Жили скромно. Отец, Норберто – работал водителем вилочного погрузчика на строительном складе и был единственным кормильцем в семье.
Мама, Эбигейл – болела и за ней требовался уход. Мендес вспоминает, что необходимость заботы о ней научила его состраданию и внимательному отношению к людям.
Отец Хавьера был равнодушен к судьбе сына. У него были проблемы с алкоголем, и он часто повторял ребенку одни и те же слова: «Ты никогда не добьешься большего, чем я». Эта фраза сильно цепляла Хавьера, и он твердо решил доказать, что эти слова – всего лишь пьяный бред. Когда ему становилось тяжело, он вспоминал отца, и это часто придавало ему сил.
Начало кикбоксерской и тренерской карьеры: ему повезло с наставниками
Мендес в детстве любил смотреть фильмы с участием Брюса Ли. Он очень хотел быть таким же ловким и сильным. Это побудило его в восемь лет записаться в местную школу корейских боевых искусств: тансудо и тхэквондо. В начале 80-х там же открылась секция кикбоксинга, и Мендес им увлекся. А чтобы подтянуть навыки ударной техники руками, с 12-ти лет начал ходить на тренировки в местный боксерский клуб.
Там его тренером стал Вальтер Карвальо, который затем будет готовить Хавьера к боям на ринге и станет одним из инструкторов его академии. Корейским же единоборствам и кикбоксингу его учил Скотт Кокер – будущий основатель Strikeforce и глава Bellator. Эти люди сыграли ключевую роль в судьбе Хавьера.
В середине 80-х Скотт уже доверял Мендесу вести занятия в младшей группе, пока сам тренировал старшую.
В конце 1985 года Кокеру поступило предложение от одной пивоваренной компании об его участии в организации боев по профессиональному кикбоксингу. Она была готова их спонсировать. Он согласился и в том же году собрал бойцов и провел показательные выступления. В них участвовал и Хавьер: он демонстрировал свои умения в бою с чемпионом Биллом Уоллесом.
В компании остались довольны увиденным и заключили со Скоттом контракт. В результате он стал одним из директоров новой международной ассоциации спортивного каратэ (ISKA) и перестал преподавать. Его место в зале занимает Мендес. Он начинает обучать желающих кикбоксингу и одновременно выступать на любительском ринге.
Американская академия кикбоксинга и профессиональный ринг
Зал, в котором проходили тренировки студентов Хавьера, располагался в бывшем стекольном цехе магазина Capitol Gloss Shop. Мендес придумал для зала название – Американская академия кикбоксинга.
Самим помещением владел Скотт Кокер. Денег с Хавьера за его использование он не брал. Этому было две причины: во-первых, он давал молодому тренеру возможность заработать и встать на ноги, а во-вторых, рассчитывал в будущем получать от него для своих чемпионатов классных бойцов. Уже тогда он смог разглядеть в Мендесе способности к преподаванию. Однако Хавьер был еще и талантливым кикбоксером и удачно выступал на ринге.
Большинство любительских боев он выигрывал. В профессионалах тоже все получалось. Во многом это происходило, благодаря отличной технике бокса, которой обучил его Карвальо.
В 1992 Хавьер шел на внушительной победной серии и получил право на титульный бой. Одержав победу, он завоевал пояс чемпиона мира по версии ISKA в полутяжелом весе. Это стало лучшей рекламой для его зала. Теперь к нему шли тренироваться не только желающие научиться себя защищать и начинающие бойцы, но и уже состоявшиеся спортсмены, которые хотели получить от него советы по улучшению их навыков.
Из тех, кто у него занимался в это время, пожалуй, наиболее известны чемпионы по кикбоксингу: Тревис Джонсон, Жером Туркан, Жан Клод Лойе. Первые двое после завершения спортивной карьеры на ринге продолжили ее в академии в качестве тренеров. Так росла преподавательская команда, авторитет и популярность зала Мендеса. Скотт Кокер тоже не остался внакладе – в ISKA и Strikeforce часто выступали и становились чемпионами воспитанники академии Хавьера.
Мендес защищал титул в течение двух лет. Затем прибавил в весе и в 1995 году стал чемпионом мира ISKA в тяжелой весовой категории.
Первый тренерский опыт в ММА
После победы в 95-м Хавьер завершает профессиональную карьеру на ринге и полностью посвящает себя тренерской работе. В том же году к нему пришел борец Брайан Джонстон. Он хотел выступать на турнирах UFC, и для этого ему нужно было улучшить ударную технику. Бои без правил, как чаще тогда называли смешанные единоборства, быстро набирали популярность и многие боксеры, кикбоксеры, борцы хотели себя в них попробовать.
В 1996 году Брайан принял участие в UFC 10. Больших успехов он там не достиг. Зато это стало бесценным тренерским опытом для Хавьера. Далее Джонстон с переменным успехом бился на разных турнирах. Вместе с ним, по сути, дрался и Мендес, пытаясь весь свой опыт и знания адаптировать к новому виду боевых искусств. Большим подспорьем в этом деле стал приход в академию в 1997 году уже известного бойца, мастера вольной борьбы Фрэнка Шемрока.
Он переехал жить в Сан-Хосе и искал зал для тренировок. Когда узнал об АКА, то как-то встретившись с Хавьером на одном из очередных турниров спросил, можно ли ему там позаниматься. Мендес с радостью ответил согласием. Так началось их сотрудничество.
Хавьер учил Фрэнка ударной технике, а тот в свою очередь раскрывал секреты борьбы. Вместе они старались органично совместить обе техники, экспериментировали с ударами в партере, борьбой в стойке, быстрым и эффективным переходом от одного положения к другому. В итоге Шемрок стал одним из немногих бойцов ММА того времени, который был одинаково хорош в стойке и борьбе.
Это принесло свои плоды – он стал чемпионом UFC, затем несколько раз с успехом защитил свой титул и ушел из промоушена непобежденным. Эти победы Фрэнка сделали его тренера знаменитым уже в мире ММА. Кроме того, Хавьеру удалось уговорить Боба Кука, борца из команды Шемрока пойти работать к нему тренером. Так преподавательский состав академии пополнился сильным и опытным знатоком вольной борьбы.
АКА – конвейер чемпионов UFC
После успеха Фрэнка Шемрока к Мендесу потянулись другие бойцы смешанных единоборств, которые, в основном, были сильны в борцовской технике. Им не хватало хорошей ударки и понимания, как эффективно совместить ее с борьбой. Хавьер решал эту проблему. Одним из таких бойцов стал базовый джитсер Би Джей Пенн, который после школы Хавьера начал побеждать нокаутами. Он стал вторым после Рэнди Кутюра бойцом UFC, взявшим пояса сразу в двух весовых категориях.
Следующими воспитанниками Мендеса, которые стали чемпионами промоушена Даны Уайта, были: Кейн Веласкес (тяжелый вес), Даниэль Кормье (полутяжелый и тяжелый дивизионы), Люк Рокхолд (средний вес) и Хабиб Нурмагомедов (легкий вес). До успеха россиянина Хавьера называли единственным тренером, чьи бойцы взяли три пояса в трех самых престижных весах. Своей победой Хабиб еще больше улучшил рекорд своего наставника. Повторить такое другим тренерам ММА пока не удалось.
За эти достижения академию Хавьера прозвали домом чемпионов. Стоит отметить, что его воспитанники становились чемпионами не только в UFC, но и в Strikeforce и Bellator. Во многом такой успех объясняется почти семейной атмосферой, которая царит в команде, благодаря Хавьеру.
Команда АКА: дух товарищества и равноправия
Попасть в команду АКА можно только с ее согласия. Решение о принятии нового бойца принимается коллективно на общем голосовании. Если команда против – Хавьер отказывает претенденту. Так решаются и некоторые другие важные вопросы.
Например, одно время Мендеса критиковали за высокий уровень травматизма бойцов на его тренировках. Тогда его академия занимала второе место в рейтинге залов ММА по этому показателю. Основной причиной этого были полноконтактные спарринги в условиях, которые максимально имитировали реальный бой в клетке.
Хавьер поговорил об этом с командой, но бойцы были против изменений. Зато в разговоре он понял, что иногда спортсмены бывают морально или физически не вполне готовы к такому тренировочному поединку. Тогда Мендес ввел новое правило – каждый боец должен ему сообщить, если у него есть какие-то проблемы, что-то болит или даже, если просто не выспался. Это привело к тому, что Хавьер начал эффектно корректировать тренировки отдельных бойцов в нестандартных ситуациях. Результатом этих реформ стало значительное снижение уровня травматизма в AKA.
Еще одна добрая традиция АКА – это неформальное общение Мендеса с командой после каждой тренировки. Они собираются в какой-нибудь тренировочной комнате и обсуждают прошедший день. Каждый имеет право высказаться. На таких собраниях все равны и нередко решаются некоторые рутинные задачи – например, лопнул боксерский мешок, порвались перчатки, которые надо бы заменить.
Такое внимательное отношение к бойцам и демократичные принципы принятия важных решений создали в академии особую атмосферу доверия. Как результат – все уважительно относятся к друг другу, помогают и чувствуют коллективную ответственность за успехи и неудачи команды. Во многом этот подход Хавьера в организации тренировочного процесса сделал AKA одной из сильнейших школ в мире.
Семья и планы на будущее
Хавьер женат. Его супругу зовут Джоанна Такс и у них двое детей – мальчики Брэндон и Джереми. С женой Мендес познакомился в своем зале еще в начале тренерской карьеры. Она ходила к нему на уроки самообороны. Постепенно отношения ученицы и учителя переросли в нечто больше, и в итоге они поженились.
Джоанна не осталась в стороне от дела всей жизни Хавьера – развитии академии и приняла в этом активное участие. В основном она занималась дизайном – черно-красные цвета зала и красная аббревиатура АКА – ее идея. Сейчас многие вопросы бизнеса, связанные с оснащением, ремонтом и обслуживанием академии, решает она. Это сильно облегчило жизнь Мендесу – он может на все это не отвлекаться и заниматься главным – подготовкой и продвижением талантливых бойцов.
Кроме основного зала в Сан-Хосе, подразделения АКА открыты в некоторых других городах США и даже за пределами Америки – большой зал работает в Таиланде. Но Хавьер не собирается останавливаться на достигнутом. Он планирует создать целую сеть спортивных школ АКА по всему миру.
Можно быть уверенным, что уровень подготовки бойцов академии будет оставаться высоким, пока главный тренер в ней Хавьер Мендес. Решительный настрой – не опускать когда-то поднятую планку, он и сам подтвердил в одном из интервью: «Моя цель – держать АКА в топ-10 до конца моей жизни. Тренировать на самом высоком уровне всю оставшуюся жизнь. Я не знаю, реалистично ли это, но пока все идет хорошо».