Киану Ривз — уникальный голливудский актер, ставший всенародным любимцем благодаря таким проектам как «Матрица», «Константин», «Джон Уик» и многим другим. Киану является актером редкого вида, что можно заметить по тому как быстро стирается грань между его настоящей личностью и персонажами — они порой буквально становятся единым целым.
Несмотря на то, что фильмография Ривза насчитывает более сотни картин разных жанров, именно боевики сделали его звездой мирового масштаба. Он, разумеется, прекрасный актер, однако не только театральное мастерство заставляет зрителя верить в происходящее на экране. Секрет его синергии с кино-персонажами очень прост, хотя далеко не каждый коллега Киану может им воспользоваться, поскольку перед съемками он проходит жесткую подготовку: учится стрелять, водить, двигаться, а еще тренируется как профессиональный боец ММА вот уже почти восемь лет.
Каждый выстрел, удар и бросок, Ривз отрабатывает тысячи раз под руководством настоящих экспертов на протяжении многих месяцев. Все ради зрителя, который, как считает Киану, должен проживать каждый момент истории вместе с ним. Возраст актера уже приближается к шестому десятку и за последние 23 года он подобным подходом к ролям освоил бразильское джиу-джитсу, дзюдо, кунг-фу, карате, и самбо — вот и весь рецепт его успеха. Если в «Матрице» еще использовались тросы и спецэффекты, то «Джон Уик» — как раз тот проект, о бэкграунде которого должен знать каждый фанат боевых искусств.
Чтобы полюбится зрителю, Киану Ривз прошел подготовку Джона Уика
Интересно, что из миллионов любителей вселенной Уика, лишь малая часть знает, что, например, для этой роли Киану обучался бразильскому джиу-джитсу у легендарной семьи Мачадо.
Герой фильма — опаснейший киллер, который на протяжении всего хронометража должен уничтожать толпы противников, как в ближнем, так и в дальнем бою. Пользоваться услугами дублеров старина Ривз наотрез отказался, да и главный герой в фильме был примерно того же возраста. Поэтому перед командой проекта стояла непростая задача: сделать колоритного киллера на пенсии, который, несмотря на возраст, остается опасным и зрелищным убийцей. Стоит еще отметить, что в эпоху экранизаций комиксов Marvel и DC, другим студиям трудно держать планку экшена, особенно, когда их персонаж всего лишь славянин с планеты Земля, без супер сыворотки в крови, да еще и возрастом под полтинник. Однако Ривзу и режиссерам фильма — Чаду Стахелски и Дэвиду Линчу — все же удалось воссоздать образ, который бы неплохо смотрелся даже в одном фильме с Бэтменом.
Когда «Джон Уик» вышел в прокат, зритель познакомился с обученным солдатом, посвятившим полжизни тренировкам дзюдо и самбо в родной Белоруссии. Когда Джону приходилось защищаться или атаковать в ближнем бою, он использовал подсечки из дзюдо, броски самбо и финишировал соперников приемами из джиу-джитсу.
Чтобы каждый элемент боевой сцены был максимально реалистичным, а каскадерам не приходилось самим перепрыгивать через Ривза, имитируя бросок, Киану прошел полугодичную физическую подготовку.
«Нам не нужно было создавать суператлета. Мы учитывали возраст Киану и его самочувствие, поэтому выбрали наименее травмоопасные, однако самые эффективные упражнения. Тело Киану настрадалось еще в «Матрице», а в фильмах о Джоне Уике куда больше трюков и схваток. Нам нужно было сосредоточиться на его суставах, поскольку их легче всего травмировать и дольше восстанавливаться»
Мерфи также поделился несколькими упражнениями, которые Ривз ежедневно выполнял для укрепления ног. В начале подготовки Киану тренировался по пять-шесть часов в день: приседал и работал над балансом, перепрыгивая через препятствия на одной ноге. Позже прибавились сеты для укрепления туловища.
Всего актер делал по кругу шесть упражнений по 20-25 повторений с минимальным промежутком отдыха:
- выпады назад с поднятием гантелей перед собой;
- жим гантелей вверх, стоя на полусфере;
- выпад назад с подтягиванием резиновой ленты к корпусу;
- приседания с лентами TRX;
- планка с фитболом;
- боковые переступы с вытянутыми вперед руками.
Объясняем: работа ног — основа любого вида единоборства. Опора — важнейший элемент, который позволяет делать броски, не теряя равновесия, при этом распределяя собственный вес по корпусу для амплитуды.
В общей сложности получалось около тысячи повторений в день. Но на этом день Ривза не заканчивался. Еще несколько часов он проводил на стрельбищах, тренируясь как настоящий спецназовец.
Остальное время — борцовский зал, где Киану ставил боевые сцены и там же отрабатывал выбранные приемы. И так более пяти месяцев еще до начала съемок.
«Сыграть Уика — сложнейшая в физическом плане роль в истории кино. Тут есть все: боевые искусства, акробатика, трюки, верховая езда, оружие, экстремальное вождение. Киану спустился в ад и вернулся оттуда, чтобы это все хорошо смотрелось на экране. Мне кажется, он немного сумасшедший, поскольку я не понимаю, откуда он черпает энергию и мотивацию. Ривз долгие месяцы проходит подготовку до съемок и во время них»
Стоит отметить, что процесс бойцовских тренировок курировал член семьи Мачадо, Риган. Мачадо — еще один род, являющийся синонимом джиу-джитсу. Кстати, они находятся в родстве с кланом Грейси.
«Видеть семью Мачадо в команде — огромная честь. Движения тяжело ставить одному, это командная работа, состоящая из тех кому ты доверяешь. Каждый из ребят придумывал какой-то элемент, а потом мы собирали их воедино. В моих занятиях начинали с основ дзюдо и джиу-джитсу, поскольку я не был с ними знаком. Еще я уже не молод и мне было достаточно тяжело. Но по мере роста техники приходил баланс. Команд уже больше доверяла мне, разрешая переходить на более технически сложные броски. Это происходило примерно так: «Ты сможешь вот так? Хорошо, а так?» Я отвечал: «Эм, увы пока я не могу так — давайте учите»
Ривз никогда не менял режим тренировок перед началом остальных частей «Джона Уика», новыми были только приемы.
«Это невероятно, когда видишь и работаешь с главным актером, понимающим работу каскадера, словно он сам им является. Я впервые встретил такого усердного актера. Киану — зверь»
Стал ли Ривз мастером боевых искусств?
В его фильмах присутствует огромное количество боевых искусств. Похожее представление стилей ранее делал Брюс Ли, который показывал на экране преимущества его авторского стиля (джит-кун-до) над всеми остальными. У Ривза нет созданного им вида борьбы, зато есть сцены, демонстрирующие эффективность того или иного искусства в разных ситуациях.
Например, в «Джоне Уике 2», помимо бросковых техник, Киану показывает мастерское владение холодным оружием. Помните историю про то, как Джон убил четверых карандашом? Так вот это — филиппинское кали. Оно включает в себя владение двумя палками, мечами и ножами. Кассиан — киллер и телохранитель Джанны Д'Антонио — как раз мастер кали, однако Уик дракой в метро успешно доказал, что и он в этом не простак.
«Джон Уик 3», возможно, повторил идею Брюса Ли, который в незаконченной «Игре Смерти» проходит этажи с мастерами разных боевых искусств, мастерски адаптируясь под каждого противника. В одной из первых сцен в китайском квартале, Джон сражается с дюжиной противников, исполняя приемы кали и кунг-фу. Потом сцена погони, и, внимание, — ниндзюцу. Да, это не вымышленный стиль аниме-сериалов, а древнее японское искусство 14 века.
Банда шиноби во главе персонажа Зеро (Марк Дакаскос) появляются и исчезают в толпе будто невидимки. Они хотели удивить Джона, но он ушел от погони таким же способом. Казалось бы, вот он — нереалистичный момент фильма, но, как бы не так. Здесь Ривзу тоже помогли, а сделали это существующие ныне школы ниндзюцу: японская ассоциация будзинкан и школа американского учителя ниндзюцу Стивена Хейса, известная как То-Син-До.
И последнее «забытое» боевое искусство — силат. Конечно, трудно назвать его забытым, поскольку сейчас почти в каждом боевике его используют. Он крайне популярен в Малайзии (Силат-Мелайу) и Индонезии (Печак-Силат). Если кто-то смотрел шедевр под название «Рейд», то там показаны все формы силата. Ривз сделал отсылку к этому фильму — пригласил Сесепа Рахмана и Яяна Рухиана (банда Зеро), исполняющих главные роли в «Рейде». Эти парни и научили Киану приемам силата и поставили большую часть боевых сцен без оружия.
Так стал ли Ривз мастером? Да, стал. В 2019 году трехкратный олимпийский чемпион по дзюдо Тадахиро Номура вручил актеру черный пояс. Номура был впечатлен, насколько четко Киану выполнял сложнейшие приемы. Бразильское джиу-джитсу — белый пояс. Да, его носят даже бразильские школьники, но когда его вручает сам Риган Мачадо — все вопросы цвета отпадают. Стоит отметить важную деталь: Ривз вот уже 20 лет (включая «Матрицу») занимался боксом, карате, айкидо, хапкидо, кунг-фу и многими другими видами спорта. Как мы писали выше, актер ежедневно выполняет по тысячу раз одни и те же приемы. А теперь вспомним слова Брюса Ли: «Я не боюсь того, кто изучает 10 тысяч ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 тысяч раз». Каждый хоть как-то причастный к боевым искусствам докажет, что это не просто слова.
Описать самоотдачу актера на съемочной площадке лучше всего смог режиссер фильма Чад Стахелски.
«Кажется, между Джоном Уиком и Киану Ривзом уже нет разницы. Мы с легкостью можем прямо сейчас переименовать фильм на его настоящее имя, и люди бы это приняли»
Весной 2023-го выйдет четвертая часть «Джона Уика», где, скорее всего, Ривз вновь докажет, что он не только прекрасный актер, но и настоящий боец. Кстати, всем причастным к созданию фильма стоило бы отдать должное смешанным единоборствам, которые своим появлением перевернули понимание поединков даже далеких от боев обывателей. Теперь практически любому человеку понятно, почему герой популярного боевика остается машиной для убийств, не делая сальто и не размахивая ногами в патовой ситуации, даже искусственно созданной.