«Лучшие бои в истории бокса». Флойд Паттерсон – Ингемар Юханссон: сокрушительный апсет «Сумасшедшего Шведа»

mma.metaratings.ru продолжает цикл «Лучшие бои в истории бокса». Сегодня мы поговорим о первом поединке Флойда Паттерсона и Ингемара Юханссона, который состоялся 26 июня 1959 года.

Паттерсон – Юханссон
Паттерсон – Юханссон

Похоже, у меня становится хорошей традицией начинать материал о боксере с его цитаты. Ну что ж, если традиция, то, безусловно, неплохая. Боксеры, в целом, хорошо говорят. Тем более, если говорящий, вообще-то молчун и не так уж много сказал. Все, кто его знал годами, затруднялись хоть слово его сказать. Только улыбались, как бывает, когда говорят об очень хорошем человеке, и все.

Вот давайте и мы сейчас улыбнемся и все-таки скажем: «Это как быть влюбленным в женщину. Она может быть тебе неверна, она может быть злобной, она может быть жестокой, но все это не имеет значения. Если ты ее любишь, ты хочешь ее, несмотря на все то зло, которое она может тебе причинить. То же самое между мной и боксом. Он может мне причинить любое зло, но я люблю его».

Точнее не скажешь. Стоит того, чтобы послушать несколько лет, как человек молчит, чтобы потом услышать вот это. Кто это сказал? Флойд Паттерсон, первый двукратный чемпион мира в тяжелом весе. Владел титулом в 1956-59 годах и в 1960-62 годах. И пока был чемпионом (или почти им был в перерыве), принял участие в одной из самых увлекательных серий боев. Но сначала, как водится, несколько слов о нем самом.

Флойд Паттерсон
Флойд Паттерсон

Флойд родился 4 января 1935 года в городке Вако, Северная Каролина. Семья была большая, как и было положено у афроамериканцев. Кроме него в ней было десять детей, и до всех руки у матери не доходили.

Чуть позже они переехали в ту часть Бруклина, где проживали темнокожие. Там они и остановились. О Флойде говорили, что он был ох, каким хулиганом, но это, мягко говоря, преувеличение. Известно, что в школе он был прогульщиком, не ахти, какое преступление, а также, что промышлял кражами всякой мелочевки. Где-то стянул гамбургер, где-то цветной карандаш. Гамбургер съел, а карандаш остался. Так и жил.

В десять лет попал в исправительную школу, где его быстро привели в порядок. Кражи прекратились, а свободное время Флойд уделял спорту, к которому оказался очень способен. Мыкался между тем и этим, пока не нашел бокс или, точнее будет сказать, пока бокс не нашел его. Чуть позже в жизни Флойда объявился еще один человек. Это был знаменитый тренер Кас Д’Амато, который быстро взял все в свои руки.

Флойд Паттерсон и Кас Д’Амато
Флойд Паттерсон и Кас Д’Амато

Что к нему попало, Д’Амато понял почти сразу. В 1952 году всего в семнадцать лет Флойд стал самым молодым олимпийским чемпионом в среднем весе. И не только в среднем. Это был первый рекорд Паттерсона. Его соперник по финалу румын Василе Тита сумел простоять против него только чуть больше одной минуты. А ведь у Флойда было меньше 50 боев на любительском ринге.

Второй рекорд пришел 30 ноября 1956 года, когда он в 21 год 10 месяцев и 26 дней стал самым молодым чемпионом среди профессионалов в тяжелом (это не опечатка) весе. Флойд дрался за титул с человеком, который годился ему без всяких преувеличений в отцы. Арчи Муру, которого он нокаутировал в пятом раунде, через две недели исполнилось 43 года.

Через тридцать лет этот рекорд Паттерсона побьет другой ученик Каса Д’Амато – Майк Тайсон. Сделает он это в двадцать лет. Оба использовали один и тот же метод при ведении боя, разработанный Касом Д’Амато: так называемою peek-a-boo defense, что очень условно можно перевести как «игра в прятки» или «защита ку-ку».

Суть этой техники заключается в том, что во время атаки противника боксер все время как бы прячется за своими руками, но не статично, а постоянно раскачиваясь из стороны в сторону и показываясь из-за них – отсюда и название. Как мать, которая играет с младенцем. Показывается из-за рук и говорит: «Ку-ку».

Амплитуда движений головы достаточно небольшая, при этом все выполняется по возможности в рваном ритме. Кроме того, боксер не только раскачивается, но и все время слегка приседает под ударами. В результате всех этих движений противник «сбивается с прицела», и постоянно мажет. А если он все же попадает, то удар приходится обычно вскользь, так как он бьет не по статичной, а по движущейся мишени. По той же причине в значительной степени гасится и сила удара. Свободно подвешенная голова легко откидывается назад или в сторону, то есть в направлении удара. Прием этот придумал, разумеется, не Д’Амато, но он сумел его органично интегрировать в свою уникальную систему. При этом «защита ку-ку» никак не является защитой в чистом виде. Применяющий ее боксер постоянно контратакует и бьет с обеих рук, используя как одиночные удары, так и комбинации. Кроме того, «защита ку-ку» приспосабливается под уникальный стиль того или иного боксера. Не случайно ею пользовался такой мастер контратаки, как Паттерсон, и гуру атакующего бокса Майк Тайсон.

Майк Тайсон и Кас Д’Амато
Майк Тайсон и Кас Д’Амато

Заодно со всеми остальными рекордами Флойд установил еще одно достижение, о котором часто забывают. К тому времени олимпийцы уже давно освоили профессиональный бокс, но он стал не только самым молодым, но и первым вообще боксером, кому покорился самый высокий трон в нем – звание чемпиона в тяжелом весе. Как ни странно, до 1956 года это не удавалось никому.

В общем, к 26 июня 1959 года Паттерсон подошел этаким баловнем судьбы. 24 года. Эффектный стиль. Давно чемпион мира в тяжелом весе… Осталось только выяснить, что за соперник его ждал.

Ингемар Юханссон родился 22 сентября 1932 года в городе Готенбург, Швеция, который более известен под названием Гетеборг. Парень был для своего времени большой (184 см), но ничего особенного. Весил, как правило, около 90 кг.

Долгие годы у Юханссона была проблема. Он, как бы это сказать помягче, не то, чтобы был трусом, но временами испытывал к своим соперникам излишнее почтение.

Ингемар Юханссон
Ингемар Юханссон

В 1951 году, еще будучи любителем, он встретился с советским литовцем Альгирдасом Шоцикасом. В своей (или не совсем своей, так как там явно имела место литературная запись) книге «Четвертый раунд» Шоцикас пишет: «Вести бой, когда противник делает все, чтобы его избежать, оказалось делом нелегким. Я еще только готовил атаку, а Юханссон уже уходил в глухую защиту; я его настигал, пытался достать ударом, а он поворачивался ко мне спиной…

Раздосадованная публика, обманутая в своих лучших надеждах, свистела и улюлюкала, но это мало помогало: Юханссон продолжал в том же духе. Наконец в конце третьего раунда мне удалось загнать противника в угол. Там я его и поймал боковым, когда он пытался вырваться. Юханссон растянулся во весь рост на полу, и только гонг избавил его от нокаута».

Не знаю, как там «во весь рост», но у меня отпечаталась в памяти фотография: ноги Шоцикаса, а за ними прибалдевший Юханссон сидит на полу с выражением лица «ой, мама, возьми меня отсюда». Впрочем, может быть, посидев так, Юханссон и лег. Или «во весь рост» появилось от не очень знавшего свое дело литературного переписчика.

Ингемар Юханссон
Ингемар Юханссон

Так или иначе, но такую готовность Юханссон демонстрировал всегда. В 1952 году на Олимпиаде в Хельсинки он выступал в тяжелом весе и дошел до финала. Там его ждал огромный американец Эд Сандерс. Полтора раунда Юханссон его боялся и, многие скажут, скрывался, а потом был дисквалифицирован. Решение странное, но тогда оно разногласий не вызвало. Серебряной медали Юханссона лишили. Отдали лишь через 30 лет в 1982 году, когда это решение было пересмотрено.

После Олимпиады его встретили дома как предателя. Юханссон несколько месяцев провел в депрессии. Но, тем не менее, дебютировал в 1952 году на профессиональном ринге.

Ингемар Юханссон
Ингемар Юханссон

Вскоре с ним произошла странная метаморфоза. Я в жизни такую наблюдал два-три раза. В какой-то момент его как будто подменили. Не знаю, что с ним произошло, но он перестал бояться. Немец голландского происхождения Хайн Тен Хофф был в боксе уважаемой фигурой. К тому же, очень большой: рост – 191 см, а длина рук – целых 213 см. В этом он повторял будущего чемпиона мира Сонни Листона. Юханссон от него никуда не бегал. Ему понадобилось менее одного раунда, чтобы вырубить немца. Очень скоро он вломил свой правый кулак, свое главное оружие, прозванное «Молот Бога Тора», и Хайн Тен Хофф отправился в Вальгаллу.

14 сентября 1958 года, также нокаутом в первом раунде, он победил небитого до той поры американца Эдди Мэкена. Уж не знаю, какая нелегкая занесла его в Гетеборг. Он был, вообще-то, хороший боксер. Позже он был один из очень немногих, кто продержался против будущего чемпиона Сонни Листона до финального гонга. Но здесь, пропустив все тот же правый кросс Юханссона, он отступил в угол и практически сел на корточки. Тут же последовала серия Юханссона (сейчас бы бой остановили перед ней), и это был нокаут. Впереди был только Паттерсон.

Было ясно, что чемпион в Гетеборг не приедет, поэтому Юханссон отправился в Америку, где 26 июня 1959 года встретился с Паттерсоном, который все еще жил своими старыми представлениями о нем. Он ведь тоже был в Хельсинки. Бить умеет? Ну а кто в тяжелом весе бить не умеет? Практически все соперники Флойда умели бить и некоторые даже сажали его на пол. Ну и что? На одной из пресс-конференций Паттерсон зевал так много и часто, что привлек внимание не только Юханссона, но и репортеров. Со временем фотографию зевающего Паттерсона и Юханссона, слега удивленно смотрящего на него, опубликуют еще множество раз.

Жизнь порой складывается странно. Семь лет назад Юханссона считали конченым трусом, а Паттерсона средневесом, и вот теперь они дрались за титул чемпиона мира в тяжелом весе. А вот олимпийского чемпиона Эда Сандерса, от которого так резво бегал Юханссон, как раз считали будущим тяжелого веса. Однако этого самого будущего у него было очень мало.

Эд Сандерс
Эд Сандерс

Сандерс служил во флоте и никак не мог перейти в профессионалы. В начале 1954 года ему это, наконец, удалось, но здесь все пошло совсем не так, как ожидалось. Свой четвертый бой он неожиданно проиграл. Причем выглядел при этом как-то странно. Словно был не вполне здоров или принял снотворное перед выходом на ринг.

После этого Сандерс провел еще четыре боя. Три выиграл, один свел вничью, но смотрелся всегда как тень своей олимпийской версии. Трагедия произошла в девятом бою Сандерса, за который Эд получил всего 750 долларов.

Эд Сандерс
Эд Сандерс

Его соперник Вилли Джеймс был обычным неплохим тяжем. Тем не менее, он десять раундов вел бой, а в одиннадцатом послал Сандерса в нокаут. Большой Эд потерял сознание, видимо, еще до того, как коснулся пола, и больше в него так и не пришел.

Он умер на следующий день после операции. У него нашли кровавый сгусток в голове, который, видимо, образовался давно. Врачи не могли сказать ничего определенно, но полагали, что эту травму он получил много раньше, а последующие бои ее усугубляли. Кстати, еще в последние месяцы своей любительской карьеры, в 1953 году, Сандерс оглушительно проиграл будущему чемпиону мира в тяжелом весе Сонни Листону. Этого никогда не удастся ни доказать, ни опровергнуть, но вполне возможно, что роковую травму он получил именно тогда.

Вот и все будущее, которое было у Сандерса. А Юханссон дрался за титул, который, как преждевременно считали в 1952 году, почти принадлежал «Большому Эду».

Дело казалось ясным. Ставили из расчета 5-1 в пользу Паттерсона.

Первые два раунда боя Паттерсон – Юханссон прошли не особенно интересно. Выигрывал Флойд, находившийся в самом благодушном расположении духа, но ему было как-то неудобно. Чувствовалось, что он как бы готовился встретиться с одним соперником, а ему подвезли другого. И все же он был готов нанести свой разящий удар слева. Он попробовал пару раз, но чисто его левый боковой не прошел.

Юханссон тоже чувствовал себя неплохо. Он был на 1 см выше (184 против 183) и почти на 6,5 кг тяжелее (88,9 кг против 82,6 кг), но не в этом дело. Просто у него вес был как бы природный, а у Паттерсона накачанный. В принципе, он выступал как полутяж, накануне на взвешивании вписавшийся в лимит (175 фунтов – 79,4 кг), а сегодня весящий немного больше. Юханссон явно готовил правый прямой, но пока не спешил его выкладывать. Ему хватало того, что Паттерсону было неудобно.

Паттерсон – Юханссон
Паттерсон – Юханссон

В третьем раунде вместо джеба , к которому Паттерсон успел привыкнуть, Юханссон нанес левый хук и тем раскрыл Паттерсона. Тут же последовал правый кросс , и Флойд упал.

Далее произошел один из самых странных эпизодов в чемпионских боях. Флойд успел встать до того, как рефери закончил счет, но почему-то, явно находясь в тумане, повернулся и пошел в свой угол. Что он решил? Может, то, что раунд закончился? Или, хотя это звучит нелепо, что в нокдауне побывал не он, а его противник? Вряд ли. Однако Юханссон бросился вслед за ним и ударил его со спины и справа, и слева. Флойд упал снова.

Паттерсон – Юханссон
Паттерсон – Юханссон

До конца раунда он падал еще пять раз. Пересказывать эти нокдауны не имеет смысла. Они произошли быстрее, чем вы успеете о них прочитать, и смотрятся по нашим травоядным временам жутковато. В принципе, бой, который судил в точном соответствии с тогдашними правилами Руби Голдштейн, можно было останавливать и после первого нокдауна. В крайнем случае, второго.

Паттерсон – Юханссон
Паттерсон – Юханссон

Паттерсон, все еще продолжавший бой, явно действовал на автомате. Чего ждал Голдштейн, я не знаю (через три года, в 1962, он так затянет бой Эмиля Гриффита и Бени Парета до смерти последнего). После седьмого падения Паттерсона за раунд, хватило и с него. Голдштейн, наконец, прекратил бой.

Победу Юханссона, в общем, встретили благосклонно. Многие говорили тогда об этом открыто: все-таки, хоть швед, но белый. Но чувства были, что называется, смешанными.

Реванш состоялся через 360 дней. 20 июня 1960 года.

Продолжение следует...

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!