Масутацу Ояма – создатель, пожалуй, самого жесткого стиля каратэ. Его жизнь окутана множеством легенд и мифов. А сам он считается одним из сильнейших каратистов в мире. Рассказываем, с чего все начиналось, кем он хотел стать в юности, как и почему все-таки выбрал путь каратэ, а также получил славу сильнейшего каратиста.
Детство и юность в Корее
Настоящее имя Масутацу Оямы – Чхве Енг. Он родился в Корее 27 июля 1923 года в селе Енги Мионваен, провинции Чхола недалеко от Сеула. Его отца звали Чхве Сынхион, мать – Ким Пуйон. В семье кроме него было шестеро детей – уже взрослая сестра, четыре старших брата и один младший. Родители владели большой фермой и часто нанимали рабочих для сезонной и постоянной работы. Один из них, китаец по имени Юи и стал первым учителем Чхве по боевым искусствам, когда ему исполнилось девять лет.
Мистер Юи, как почтительно его называл юный ученик, преподавал шаолиньский стиль – 18 движений рук архатов: первые упражнения, которые в свое время показал монахам монастыря Шаолинь его основатель – Бодхидхарма. Енг почти каждый день после школы ходил тренироваться. Так продолжалось два года, пока китаец не уволился и не уехал к себе на родину. Дальше Чхве занимался уже самостоятельно, а выученные приемы отрабатывал в школе и на улице. Ояма вспоминал, что был тогда задирист и заносчив, и даже старшеклассники побаивались с ним связываться.
Хотел сделать военную карьеру в Японии
Во второй половине 1930-ых Япония готовилась к вступлению в мировую войну. Ее власти открыли авиационные военные училища, куда приглашали поступать юношей от 15 до 17 лет, в том числе из, оккупированной ею в то время, Кореи. За счет государства студентам предоставлялось общежитие, питание и одежда. В условиях приема требовалось разрешение родителей, начальное школьное образование и хорошая физическая подготовка.
Енг сразу загорелся этой идеей, как только узнал об идущем наборе в 1938 году. Ему в это время как раз исполнилось 15. Школьная успеваемость у него были хорошая, физическая форма отличная, осталось уговорить родителей. Однако те были не против. Ведь, если у сына получиться поступить, он сможет стать японским офицером. Тогда это была уникальная возможность для корейца. В итоге, они дали ему денег на первое время и письменное согласие. Так будущий великий сенсей Масутацу Ояма покинул дом и отправился покорять Японию.
Жизнь и учеба в Японии
В училище его взяли. Правда, там выяснилось, что некоренных японцев, включая студентов из оккупированных Кореи и Тайваня учить летать не будут. Из них готовили техников, в обязанности которых входило мытье, заправка и ремонт самолетов. Но это Енга не расстроило. Ведь им обещали, что по окончанию учебы будет возможность поступить в какую-нибудь офицерскую академию. А это именно то, к чему он тогда стремился.
В подготовку летчиков, в том числе и техников, входили занятия по дзюдо. Это было первое японское единоборство, с которым он познакомился. Вторым стало каратэ Сетокан школы мастера Фунакоси Гитина. Туда его привело любопытство, когда некоторые ребята его курса стали хвастаться, что изучают смертельное боевое искусство острова Окинава и что оно сильнее дзюдо. Он попросил взять его с собой на очередное занятия. С этого и начался его путь в каратэ, хотя тогда он и не думал посвятить ему жизнь. Просто хотел быть сильным.
Неожиданная смена деятельности
В 1941 он окончил училище и готовился к поступлению в академию сухопутных войск. Но поступить не смог, не отчаялся и подал заявку на обучение в университете Токусеку. Там учили будущих управленцев в разных сферах, в том числе колониальных администраций. По его окончанию можно было сделать гражданскую карьеру, раз с военной не получилось. А еще к этому заведению была приписана школа каратэ, в которой занимался Чхве. Рекомендация оттуда была хорошей и его зачислили.
Чтобы заработать на жизнь, он устроился в студенческую столовую уборщиком. Бонусом к зарплате шло дополнительное бесплатное питание. Это было важно, так как он продолжал тренироваться и тратил много сил и энергии.
Все бы так и шло, если бы Япония не вступила в войну. И кто знает, может вместо гения каратэ Оямы – сейчас был бы известен какой-нибудь высокопоставленный чиновник по имени Чхве Енг. Но началась война. И в 1943 году, когда он достиг призывного возраста в 20 лет – его отправляют служить техником в одну из летных частей. Кстати, в этом же году он сдал экзамен на черный пояс в каратэ Сетокан.
В боевых действиях Енг не участвовал. Но в 1945, когда Япония терпела одно поражение за другим, он записался в летчики-камикадзе, чтобы помочь ей переломить ход войны в ее пользу: настолько Чхве любил эту страну и считал себя больше японцем, чем корейцем, что был готов отдать жизнь за нее. Ояма рассказывает, что каждое утро тогда в казарме начиналось с подсчета пустых коек тех, кого подняли ночью и отправили на последнее в их жизни задание. До него дело так и не дошло – Япония капитулировала раньше, чем его отправили умирать.
Связался с якудза и бил американских солдат
Поражение Японии Енг переживал тяжело. Это было крушение всех его надежд и устремлений. Он не знал, что делать дальше и пытался просто выжить. И чтобы заработать на жизнь, устроился телохранителем главы одного из кланов якудзы (японской мафии). Так, часть его жизни оказалась связана с криминалом.
В период с 1945 по 1946, по словам Оямы, он жил неплохо в материальном плане. Деньги были, но это не приносило удовлетворения. Кроме этого, в нем кипела злоба на американских солдат. И если они попадались ему где-нибудь на темных улочках Токио, то он избивал их. Скорее всего, он делал это не один, а в компании некоторых членов клана, босса которого охранял. Но, как рассказывал Ояма, на листовках о розыске преступников, которые появились после нескольких таких избиений, было только его лицо. Он стал скрываться. При этом японские полицейские ему в этом помогали и предупреждали, если в районе, где он находился, планировалась облава американской военной полиции.
Судьбоносная встреча и начало большого пути в каратэ
В 1946 Чхве, как-то в очередной раз убегая от облавы, встретил корейца Со Нэйтю, который отвел его в Камбукан – Корейский дворец воинских искусств. Тот принадлежал организации «Лига содействия строительства республики Корея». Там тренировались только иммигранты из этой страны, которые объединились для помощи своей родине: почти все заработанные в Японии деньги отправляли на ее восстановление после войны. Со был мастером каратэ стиля Годзю-рю и бесплатно учил ему своих соотечественников. Президенту Лиги, мистеру И Гихай он представил Чхве под именем Сай Моко (яростный тигр). Так называл себя Енг в то время. Под этим же именем его тогда знали в якудза и полиции.
Встреча с Со все изменила в жизни Енга. Лига дала ему кров и убежище от преследования полиции, а Нэйтю стал обучать своему стилю каратэ. Учитель видел в нем большой потенциал и считал, что тот может стать величайшим каратистом Японии, но только если будет много тренироваться. Отчасти для раскрытия этого потенциала, но в большей мере, чтобы исключить риск ареста, так как полиция все еще искала Сай Моко, Нэйтю решил отправить того заниматься каратэ в горы. С собой он дал ему книгу с описанием биографии сильнейшего самурая 16 века Миямото Мусаси. Она должна была помочь ему обрести душевное равновесие и свой путь в боевых искусствах. Так, в конце 1946 Чхве стал каратистом-отшельником на горе Минобу.
Становление мастера
Это затворничество не было полным. Его регулярно навещал учитель, приносил еду и давал указания по тренировочному процессу. График занятий не баловал разнообразием. Ояма вспоминал, что каждый день бегал, отжимался, подтягивался, отрабатывал удары на стволах деревьев и их ветвях, повторял различные ката. В перерывах готовил пищу, ел и снова тренировался. По вечерам читал о Миямото Мусаси, стараясь в его жизни найти смысл для своей.
Через шесть месяцев с начала его отшельничества Со сказал, что тот может вернуться и попробовать свои силы на всеяпонском чемпионате по боевым искусствам. Енг так и поступил.
Таинственный турнир
Об этом чемпионате мало, что известно. Говорят, это был турнир, который организовало некое японское патриотическое общество, в котором, в том числе, состоял Со Нэйтю. Он же был одним из его судей. Так или иначе, в 1947 Чхве в нем участвовал в разделе каратэ.
Поединки проходили в полный контакт. При этом на участниках были защитные кирасы и шлемы из кендо. На ногах защиты не было, поэтому удары по ним запрещались. Енг выиграл все схватки и стал чемпионом. После этого Со назначил его старшим инструктором в одной из своих школ в Токио. Но хорошего наставника из него не получилось. Через полгода почти все ученики разбежались, а школа закрылась. Злые языки утверждали, что все из-за того, что Чхве начал проводить полноконтактные спарринги без защитного снаряжения и каких-либо правил. Большинство не выдерживало таких тренировок и уходило.
После этой неудачи Енг вернулся в якудза. Он становится инструктором по каратэ Годзю-рю у главы клана Ямагути-гуми – одного из самых влиятельных на тот момент в Японии. Там его жесткий подход в тренировках высоко оценили. В тоже время Чхве забыл, что все еще находится в розыске. В 1948 году его ловят и сажают в тюрьму. Ему грозило долгое заключение за избиение американских солдат. Там-то он крепко задумывается о своей жизни и снова перечитывает биографию Миямото Мусаси – книгу передали друзья, когда узнали, где его содержат. Теперь она имела для него уже совсем иной смысл.
Рождение легенды каратэ
В тюрьме Чхве решает, что когда выйдет на волю, то полностью посвятит свою жизнь каратэ и станет сильнейшим бойцом, как Миямото Мусаси. Влиятельные друзья смогли добиться его освобождения в том же 1948 году. После этого он, как и обещал себе, отправился на гору Киесуми, чтобы достичь своей цели. При этом финансовое обеспечение этого мероприятия взял на себя один хороший знакомый Енга, бизнесмен Одзава.
С собой он взял одного из немногих оставшихся у него учеников по имени Яроси. На горе был буддийский храм, неподалеку от которого находилась полуразвалившаяся лачуга – в ней когда-то дежурил местный сторож. Там они и поселились.
В планах Чхве было остаться на горе на три года. За это время он рассчитывал стать настоящим мастером и непобедимым бойцом. Как рассказывал Ояма, просыпался он в четыре утра, а ложился спать в шесть. Тренировался не менее пяти часов в день, не считая двухчасовой пробежки после пробуждения. Некоторые деревья возле жилища обмотал длинной травой и затем отрабатывал на них удары. Была даже штанга. Когда жал ее, то, если не мог в очередной раз поднять, просил Яроси колоть его сапожной иглой в ягодицу. Боль помогала поднимать вес, который раньше казался недосягаемым. Но уже через полгода ученик все-таки сбежал более не в силах выдерживать жесткий график тренировок и такой аскетичный образ жизни. Енг остался один и упорно продолжал занятия.
Когда было особенно тяжело и хотелось все бросить и вернуться в мир, помогал совет мастера Со – сбривать одну из бровей. В таком виде выходить к людям было стыдно и Чхве снова бегал, отжимался, подтягивался, выполнял ката, бил по деревьям. И так день за днем, неделя за неделей. Раз в месяц Яроси приносил продукты. Кроме этого, рядом с лачугой Чхве выращивал овощи. Так что с питанием проблем не было.
Для развития силы он переносил с места на место массивные валуны, стараясь выбирать самые тяжелые. А более мелкие булыжники, размером в два, три кулака, пытался расколоть ударом ребра ладони. Но долгое время ничего не получалось.
Ояма говорил, что где-то после года интенсивных тренировок он перестал думать, ушли эмоции и воспоминания, которые были связаны с жизнью среди людей. Теперь ледяные струи водопада, где он тренировался и медитировал, грели кожу, и он не ощущал холода. А голоса птиц, лисиц его не раздражали и даже, наоборот, успокаивали и помогали уснуть. В один из таких дней, когда тренировки уже приносили только удовольствие, он в очередной раз попробовал расколоть булыжник и ему это удалось. Бездумно он взял следующий, ударил, тот же результат – в руках остались две половинки камня.
Спустя полтора года со дня добровольного заточения на горе, он получил письмо от Одзавы, где тот говорил, что больше не может его финансировать. Чхве принимает решение вернуться в мир и берет себе имя Масутацу Ояма (дух большой горы). Как он рассказывал, когда покидал гору, то возле лачуги лежала приличная куча расколотых им булыжников.
Масутацу Ояма – убийца быков
В 1949 году Ояма вернулся к людям и поселился в городе Татэяма. В нем работала скотобойня. В связи с этим у него родилась несколько безумная идея провести бой с быком на публике, чтобы показать и доказать силу своего каратэ. Он знал, что некоторые легендарные мастера Окинавы проводили такие поединки, например Сакугава. Масутацу решил стать такой живой легендой. Но прежде надо было попробовать. Вдруг ему это не по силам.
Он пришел на скотобойню и спросил у работников разрешения сразится с каким-нибудь быком. Те подвели его к одному такому животному. Ояма со всей силы ударил животное в лоб кулаком. У быка из носа и рта хлынула кровь, но тот лишь разъярился и двинулся на каратиста. Масутацу еле успел отскочить. Работники объяснили, что даже если расколоть череп быку, его это не убьет – нужна вмятина, чтобы кость повредила мозг. Ояма задумался, и решил попробовать просто сломать рог. После неоднократных попыток ему это удалось. Так он некоторое время тренировался, пока не почувствовал уверенность, что сможет это сделать на публике. По его словам, на скотобойне через его руки прошло 47 быков. У всех были сломаны рога.
В 1950 году Масутацу провел первое публичное выступление, на котором сбил рог 48 животному. На следующий день несколько газет в Японии вышли с заметками об этом событии, где его назвали «убийцей быков». Так он обрел некоторую известность в стране. Но по-настоящую знаменитым в Японии и за ее пределами, он стал после съемок в документальном фильме 1953 году, где он также боролся с быком и сбивал ему рог голой рукой.
И хотя у животного было кольцо в носу с привязанной к нему веревкой, что значительно облегчало задачу Оямы, этот фильм и принес ему славу одного из сильнейших каратистов планеты. Позже Масутацу создал стиль Кекусинкай каратэ, который был признан сильнейшим. Но это уже другая история.