25 марта самая опытная российская девушка-боец в UFC Яна Сантос (Куницкая) вернётся из декретного отпуска, чтобы встретиться с экс-чемпионкой Холли Холм. В эксклюзивном интервью mma.metaratings.ru она рассказала, как ей даётся возвращение, почему она рада такой сильной сопернице, какие эмоции вызвал прощальный бой Фёдора Емельяненко, как муж Тиаго Сантос готовится к дебюту в PFL, и почему российским бойцам стоит выезжать в Америку.
«Махачев по праву стал первым номером рейтинга pound-for-pound»
— Вы смотрели бой Ислама Махачева и Алекса Волкановски? Какое он оставил впечатление?
— Я смотрела результаты, но сам бой не видела, потому что он был очень поздно, надо было всех спать укладывать. Было предсказуемо, что будет тяжёлый бой, но я думала, что результат будет именно таким, поэтому не удивлена победе Ислама. Говорят, что очень хороший бой, поэтому, как будет возможность, обязательно пересмотрю. Я так и думала, что выиграет Ислам.
— Бой действительно получился зрелищным и напряжённым. Удивило, что Ислам хорошо смотрелся в стойке, а Алекс – в защите от борьбы.
— Наверное, они готовились друг к другу, поэтому так получилось.
— Ислам по праву теперь будет носить статус первого номера pound-for-pound?
— Думаю, да. На данный момент он лучший абсолютно заслуженно.
— Кто мог бы составить ему достойную конкуренцию в ближайших боях?
— Сейчас я сконцентрирована на других вопросах, поэтому чуть-чуть отстала от поединков. Редко смотрю бои и хоть как-то наблюдаю только за своей весовой категорией, но получается тяжело.
«Чувствую себя как в раю»
— После рождения дочки Алисы вам сложно было набирать форму?
— Удивительно, но форма пришла очень быстро, потому что я тренировалась всю беременность. Уже через два месяца почувствовала себя хорошо, когда уже можно было делать всю работу, в том числе спарринговать и бороться. Были проблемы с тем, что подзабыла какие-то моменты, не чувствовала дистанцию, но это всё быстро восстановилось, поэтому не ощущаю, что был перерыв. Как будто всё время тренировалась.
— Если сравнить с возвращением после первых родов, в чём разница?
— Сейчас намного легче, потому что после первых родов у меня был большой перерыв – четыре года. Во-вторых, в России очень тяжело тренироваться, потому что разные залы находятся далеко друг от друга. В одном ты тренируешь борьбу, в другом – бокс. В Питере это большие расстояния и пробки. Даже со своей машиной было очень тяжело куда-то добираться, а потом ещё негде припарковаться у зала. Постоянный холод и было тяжело ездить с ребёнком, а здесь зал в трёх минутах езды. Всё очень удобно и комфортно, финансовое положение лучше, поэтому всё намного проще. Сейчас как в раю себя чувствую в сравнении с тем, что было после первых родов.
— Старший сын знает, чем мама занимается? Видел ваши бои?
— Да, конечно. Он и видел, и присутствовал на боях. Он в этом же зале тренируется, поэтому, конечно, в курсе.
«Холм была для меня большой звездой, на которую я смотрела снизу вверх»
— В первом бою после возвращения вам предстоит встретиться с мощной соперницы – экс-чемпионкой UFC Холли Холм. Не думали о том, чтобы первый бой провести с оппоненткой попроще?
— Во-первых, это не мне решать. Мы никогда бои не выбираем. Может быть, Конор Макгрегор может это делать, но нам выбора не дают. Это было очень ожидаемо, потому что все остальные девушки в рейтинге заняты, во-вторых, в UFC всегда мне давали соперника выше по рейтингу. Это очень хорошо, даёт большие возможности показать себя. Так как я наблюдала за другими девушками, которые возвращались после родов, заметила, что никому лёгких боёв не давали, поэтому я ожидала, что дадут сложного соперника. Но я очень рада, потому что это сильно мотивирует и переключает на нужную волну за один день. Я быстро набрала форму и задолго знала, что это будет Холли Холм. Я рада, что мне дали соперницу выше в рейтинге, потому что все девушки опасны. Лучше биться с тем, кто поднимет тебя выше, чем с тем, с кем есть шанс опуститься.
— Холли Холм – безусловно, легенда, но она тоже проиграла в последнем бою. Как оцените её текущую форму? Она остаётся одним из лидеров дивизиона?
— Думаю, что она до сих пор одна из сильнейших в дивизионе, несмотря на свой возраст. В последних боях она показывает очень хорошую форму. Она проиграла последний бой, но это было очень спорное решение. Первый раз, когда я смотрела, очень удивилась. Сейчас я пересмотрела бой, и решение мне не кажется уже столь спорным, потому что я отметила какие-то моменты, где Кетлин Виейра хорошо её ловила, но всё равно Холли показала замечательную форму. Я не жду, что она будет плохо готова, знаю, что она хорошо мотивирована. Она не любит проигрывать, а потому, наверняка, готовится очень серьёзно. Это очень сильно мотивирует и меня.
— Вам доводилось встречаться с ней в одном зале? Знаете, какой она человек в жизни?
— Да, мы же с ней очень много тренировались, провели много спаррингов и помогали друг другу готовиться. Это было достаточно давно, около пяти лет назад. Много общались и вне зала. Я знаю, что она замечательный человек, и у меня нет к ней никаких негативных эмоций. Даже после того как мы подписали контракт, мы с ней переписывались. Я написала, что хоть и приняла этот поединок, не испытываю к ней негатива. Для меня большая честь встретиться с ней. Холли Холм была первой девушкой такого уровня, с которой я встретилась, когда первый раз приехала в Америку и начала там тренироваться. Для меня это была большая звезда, на которую я смотрела снизу вверх, а сейчас нам предстоит встретиться. Она также ответила, что относится ко мне с большим уважением. Это спорт, и после боя мы продолжим хорошо общаться. Я не люблю трэш-ток, когда друг друга обзывают. Это всё приносит ненужные эмоции во время поединка.
— Когда по телевизору смотришь её бои, она кажется абсолютно невозмутимой. Это действительно так, или в жизни они более эмоциональна?
— Думаю, что у неё это внутри. Каждый человек волнуется, и она не исключение, но у неё всё сидит внутри. Она эмоциональна, но просто это не показывает.
«Тиаго доволен отношением и финансовыми условиями в PFL»
— У Тиаго дебют в PFL почти сразу после вашего боя. Вы помогаете друг другу в подготовке?
— У нас разница в одну неделю. Он прилетит на мой поединок уже в день боя и на следующий день сразу улетит на свой поединок.
— Он доволен условиями в PFL и тем, что в первом бою ему предстоит бой с чемпионом прошлого сезона Робом Уилкинсоном?
— Во-первых, условиями в организации он очень доволен, чувствуется разница в отношении. Устраивает его и финансовый момент, так как мы дерёмся за деньги, а условия стали лучше. Для Тиаго также важен большой вызов. Он любит, когда соперник сильный, и ему не хочется проводить лёгких поединков. Он очень рад, что ему дали такого соперника. Это лучший из вариантов, какой можно было бы представить.
— За победу в сезоне дают миллион долларов. Насколько это хороший для него стимул?
— Конечно, это хороший стимул, но миллион дают только за победу, а также идёт гонорар за каждый поединок, поэтому выходит сумма намного больше. Конечно, сейчас под занавес карьеры хотелось бы выиграть. Мы не загадываем, сколько он ещё будет драться, но ему уже 39 лет. Хотелось бы заработать, наконец.
«Федор – любимый боец Тиаго»
— 5 февраля завершил карьеру Фёдор Емельяненко. Какие эмоции вы испытывали, когда смотрели его бой?
— Этот поединок мы смотрели. Фёдор – любимый боец Тиаго. Конечно, всё было очень ожидаемо. На мой взгляд, поздно он ушёл. Понятно, что хочется ещё выступать, но 46 лет – это очень-очень поздно. Хотелось бы, конечно, чтобы Bellator сделал ему последний поединок с такой же легендой, с кем-то близким по возрасту, но этот бой был неконкурентным. Непонятно, какая цель этим преследовалась. Можно было сделать бой с таким же популярным бойцом, близким к завершению карьеры, чтобы Фёдор ушёл на более высокой ноте. Конечно, очень двоякое чувство осталось.
— Ему предлагали кого-то из легендарных ветеранов вроде Андерсона Силвы или Лиото Мачиды, но Фёдор сам захотел драться за титул с чемпионом, который находится в отличной форме.
— Мне это не совсем понятно. Наверное, он думал, что сможет конкуренцию составить, но в таком возрасте нужно адекватно смотреть на вещи. Тем более, это второй их поединок, и в первом он также проиграл. Думаю, у каждого спортсмена есть желание доказать что-то самому себе, а после проигранных поединков взять реванш. С этой стороны я его понимаю. Это его личное решение, но оно никак не сказывается на том, что он легенда. Я думаю, ни у одного человека нет никаких сомнений в этом. Этот поединок никак не повлиял на его статус.
— Тиаго начал восхищаться Фёдором, когда он выступал в PRIDE?
— Да.
— Какие качества ему нравились в Фёдоре?
— Я думаю, что речь идёт о его бойцовском интеллекте, который позволял ему побеждать более высоких и сильных соперников. Он показывал способность думать в бою. Думаю, это повлияло на его выбор. Но это моё предположение, я не задавала ему такие вопросы.
— Бойцы Fedor Team и многие другие россияне предпочитают готовиться дома. Как вы считаете, стоит ли российским бойцам ездить за океан для профессионального роста?
— Конечно. Я не была во всех залах в России. Может быть, где-то сейчас очень высокий уровень. Я знаю, что ММА развиваются в России, но сюда в Америку едут тренироваться бойцы со всего мира, и это не просто так. American Top Team сейчас больше Brazilian & Russian Top Team. 50 процентов там бразильцы и россияне, в основном дагестанцы.
«Парни замечательно имитируют Холм вплоть до выражения лица»
— АТТ кажется огромным муравейником, способным вместить всех. Сколько человек может ежедневно находиться в зале?
— Тренировки идут с утра и до вечера в разных группах и разных залах. Есть отдельные помещения для индивидуальных тренировок. Очень часто соперники бьются друг с другом, а могут тренироваться в одно время, но друг друга не видеть, потому что находятся в разных помещениях. Думаю, в день человек 200 могут тренироваться. В понедельник у нас борьба – это самый популярный день. Там народу очень много.
— 200 человек – это все профессионалы?
— Да. В зале сейчас вообще не работают любители. Даже не всем профессионалам разрешено. Сначала нужно отправить заявку, её должны рассмотреть. До пандемии ещё тренировались любительские группы, но потом решили, что народу и так хватает.
— С кем из девушек вы работали при подготовке к Холли Холм, и кто пытался моделировать её нестандартную технику?
— Я работаю с мальчиками. Есть спарринг-партнёры, которые идеально её моделируют, прямо копия, начиная от выражения лица перед боем и заканчивая техникой, поэтому с этим проблем нет. С девушками тоже работаем, но так как сейчас в PFL стартует сезон, у крупных девушек бои, поэтому не совсем получается работа с девушками, но есть достаточное количество партнёров мужского пола, которые замечательно имитируют Холли Холм.
— Вы на бой поедете полной семьёй?
— Я поеду с детьми, а Тиаго потом прилетит, так как у него тоже подготовка. Он, конечно, хочет поехать со мной, но я сама говорю: «Мне будет спокойней, если ты будешь тренироваться, а я сама справлюсь». Но он будет у меня в углу.
— Правда, что вы теперь будете выступать под его фамилией?
— Да, теперь я Яна Сантос.