Использовать силу противника против него самого – фундаментальный принцип японского джиу-джитсу, который лежит в основе и его бразильской разновидности. Это значит, что даже слабый физически, но владеющий необходимыми навыками, всегда сможет победить более сильного соперника. В этом материале мы расскажем, кто создал БЖЖ и доказал, что ни рост, ни вес, ни сила соперника не имеют значения для его бойца, а также в чем секрет эффективности бразильской техники и какие направления в нем преподаются.
История возникновения БЖЖ: клан Грейси
История бразильского джиу-джитсу – это, по сути, история известной многим поклонникам боевых искусств семьи Грейси. Бойцовский талант двух ее братьев, Карлоса и Элио, помог создать одну из самых эффективных боевых систем в мире. Фундаментом послужило дзюдо и реальный боевой опыт его применения одним из мастеров этого боевого искусства и первого учителя семьи.
Все началось в 1920-х годах, с приезда в портовый город Белен, на севере Бразилии, японского мастера дзюдо Мицуе Маэды. До этого он несколько лет путешествовал по Америке и Европе, участвуя в профессиональных боях против западных борцов и боксеров. Японец проиграл только две схватки по правилам классической и вольной борьбы. В боях, где ему разрешалось использовать весь свой арсенал приемов, он всегда побеждал.
Маэда хотел основать японскую общину в Бразилии. С этим ему старался помочь дипломат Гастао Грейси. Общее дело их сблизило и у них сложились дружеские отношения. В благодарность за участие, Мицуе начал обучать его старшего сына Карлоса своей борьбе.
Японский мастер предпочитал называть свое искусство джиу-джитсу. По одной из версий, это связано с тем, что он нарушил запрет своего учителя Дзигоро Кано – не участвовать в боях за деньги и теперь не мог преподавать дзюдо. А так как оно вышло из традиционного японского дзю-дзюцу (джиу-джитсу), то он имел полное право обучать его под этим названием. Возможно, поэтому Грейси дали своему стилю название бразильского джиу-джитсу, а не дзюдо.
Карлос Грейси
Обучение сына дипломата длилось около трех лет, пока отец не принял решение переехать в Рио-де-Жанейро. Там Карлос начинает учить японской борьбе своих братьев: Освальда, Гастана, Джорджа и Элио. И задумывается об открытии школы, чтобы начать зарабатывать на преподавании.
Для привлечения внимания к новому виду единоборства и доказательства его эффективности, он дает в местную газету объявление: «Кто хочет быть побитым – приходите к Грейси». Позже это назовут «Вызовом Грейси», который затем трансформируется в регулярные чемпионаты Бразилии по боям без правил – «вале-тудо» (все позволено).
Карлос бился с борцами, боксерами, капоэйристами и неизменно побеждал. Но не это было главным для него. В боях без правил он оттачивал свою технику: проверял что работает, что можно убрать, а что стоит позаимствовать у соперников. Как и его учитель, он старался совершенствовать технику на основе реального боевого опыта. Удивительно, но из множества учеников Маэды именно бразилец стал единственным, кто смог понять принцип борьбы, который тот преподавал и успешно использовал это в схватках.
Вскоре о непобедимом боевом искусстве Карлоса Грейси заговорили на улицах – он стал знаменитым. В открытую им в Рио-де-Жанейро академию бразильского джиу-джитсу потянулись первые ученики и дело пошло. И все же, тем, кому было суждено сделать это единоборство по-настоящему популярным, прославить семью и сформировать БЖЖ в том виде, каком его знают сейчас, стал не Карлос, а его младший брат Элио и его сыновья: Рорион, Ройс и Риксон.
Элио Грейси
Элио был самым легким и худым среди братьев. Карлос сначала даже не рассматривал его как потенциального бойца, хотя тоже тренировал как члена семьи, но осторожно, чтобы случайно не травмировать. Действительно, в сколько-нибудь силовой борьбе с другими братьями у него было мало шансов и он сам это понимал. Поэтому старался брать исключительно техникой и тактикой и добился в этом большого прогресса, что проявилось сначала в спаррингах в академии, когда он смог на равных бороться с более сильными физически студентами. А затем и побеждать в боях вале-тудо.
Его соперники всегда были сильнее и тяжелее. Вес Элио никогда не превышал 63-65 килограммов, в то время как противники бывали массой больше центнера. Тем не менее, он их с успехом валил на пол и там, в партере, в лучших традициях БЖЖ заламывал, крутил конечности или душил. Это рушило стереотип о том, что большой всегда задавит маленького, вызывало удивление и восхищение мастерством самого хилого из братьев. Наверное, два боя, которые одновременно характеризуют Элио как бойца и наиболее ярко демонстрируют его возможности – это поединок с чемпионом мира по дзюдо японцем Масахико Кимурой и его товарищем по команде Като.
В 1950-ые Кимура был проездом в Рио и Элио бросил ему вызов. Он его не принял, посчитав ниже своего достоинства бороться с неизвестным бойцом, но предложил бой со своим товарищем Като. Бразилец задушил оппонента отворотом его же куртки ги (кимоно). Да так, что тот еще шесть минут спал. Масахико ничего не оставалось делать, как принять вызов и отстоять честь Японии. Перед боем он сказал, что если соперник продержится против него три минуты, он признает его мастерство. Карлос, который в том бою был секундантом брата, вспоминает, что видел только ноги соперника, которые регулярно взмывали вверх при очередном броске чемпиона и болтались где-то в стороне, когда тот наваливался сверху.
Японец весил на 30 килограммов больше, чем бразилец. Это, вместе с мастерством дзюдоиста, давало ему безусловное преимущество. Единственный шанс Элио был в умении вести позиционную борьбу в партере – он 13 минут не давал сопернику провести болевой или удушающий прием, пока Кимура не смог поймать его на рычаг локтя. Карлос, видя, что брат не сдастся, и японец просто сломает ему руку, выкинул полотенце. Поединок завершился победой Масахико. Потом он скажет, что не ожидал встретить здесь бойца джиу-джитсу столь высокого уровня. Прием, который применил чемпион, семья Грейси возьмет на вооружение своей боевой системы.
Мировая известность: Рорион, Ройс и Риксон Грейси
В конце 1970-ых сын Элио, Рорион, едет жить в США, для популяризации боевого искусства его семьи. Начинал он, как дядя Карлос, с объявлений в духе: «Кто хочет быть избитым, приходите ко мне». Пока он с одними дрался и побеждал, другие – смотрели и восхищались его мастерством. Так бразилец привлекал внимание и получал учеников. Через некоторое время в городе Торранс штат Калифорния он открыл первую в США Академию бразильского джиу-джитсу.
В 1993 Рорион вместе со своими американскими учениками, менеджером Артом Дэви и арт-директором Джоном Милиусом, организовывает первый в США турнир по боям без правил: абсолютный бойцовский чемпионат (UFC), по примеру соревнований вале-тудо в Бразилии. Для участия в нем были приглашены восемь представителей разных боевых искусств. Одним из них стал брат Рориона – Ройс. Он был самым маленьким бойцом в семье на тот момент. На это и делалась ставка – Ройс должен был показать, что даже невысокий и легкий человек может побеждать более рослых и тяжелых профессиональных бойцов, если знает БЖЖ.
Турнир стал моментом истины для многих поклонников боевых искусств. Был разрушен один из главных мифов – хороший ударник всегда побьет борца. В большинстве случаев – это так, при условии, что тот останется на ногах. Ройс такого шанса не давал, а на земле (в партере) ударники оказывались беспомощны и он легко заставлял их сдаться. Бразилец стал чемпионом в этом, следующем и четвертом турнире. Бои показывали по телевидению и их увидели миллионы. Грейси и их искусство вмиг обрели известность в США.
Почти одновременно, на другом краю света, в Японии – Риксон Грейси одного за другим клал на лопатки и ломал местных бойцов. Там проходил чемпионат по вале-тудо и он его выиграл. Только ради его поединка с одним из сильнейших японских борцов, был организован «Pride» – аналог UFC. Риксон одержал победу, а организация продолжила проводить бои, собрав под свое крыло сильнейших бойцов мира. В результате столь оглушительных успехов семьи Грейси, их боевое искусство стало известно во всем мире. А бойцы, выступавшие на чемпионатах по боям без правил, включали его в базовую подготовку, что нередко приводило к синтезу ударной и борцовской техник. Это, в свою очередь, привело к рождению ММА.
Техника и тактика: секрет эффективности
Секрет эффективности бразильского джиу-джитсу – умение вести позиционную борьбу в партере: лежа, сидя, стоя на коленях. Поэтому джитсер (боец БЖЖ) стремится, как можно быстрее свалить противника на пол, чтобы уже там забрать руку или ногу для болевого, или шею для удушающего приема. Броски, подножки, подсечки в бразильском джиу-джитсу играют больше вспомогательную, чем решающую роль, в отличие, например, от дзюдо, где удачный бросок обычно приравнивается к чистой победе. В БЖЖ с них все только начинается.
На земле джитсер старается получить тактическое преимущество – занять такое положение, чтобы противник не смог помешать провести прием. Например, зайти за спину, обхватить ногами бедра соперника, тем самым лишить его подвижности. Или сесть на грудь, захватить руку, закинуть одну ногу на горло, другую оставить на груди, чтобы противник не мог вывернуться. Затем резко завалиться на спину, вытягивая и выпрямляя в локте руку противника на себя, причиняя тем самым боль.
Такая манера ведения поединка оказалась наиболее эффективна в условиях боев без правил. Сбить противника с ног было проще, чем стараться точно попасть по нему кулаком. А в партере сила уже не имела столь большого значения, как в стойке. Здесь бойцы бразильского джиу-джитсу получали полную власть над соперниками и быстро заставляли их сдаваться. С развитием смешанных единоборств, их представители научились противостоять попыткам джитсеров перевести их в партер и там ломать. Поэтому возникла необходимость в ударах, которые могли помочь проходить защиту бойца ММА как в стойке, так и на земле. Для этого в подготовку БЖЖ была включена ударная техника на базе тайского бокса.
Направления для спорта и самозащиты
В бразильском джиу-джитсу есть четыре направления, которые могут изучаться все или выборочно, в зависимости от цели обучения:
- Джиу-джитсу ги. Бой в кимоно, или, правильнее говорить, в ги (хлопчатобумажные штаны и куртка с поясом). Стандартная форма для участия в соревнованиях по правилам джиу-джитсу и дзюдо. Много приемов с захватом одежды, как для проведения броска, так и болевого или удушающего, например, сдавливание шеи отворотом куртки.
- Джиу-джитсу но-ги. Бой в шортах и обтягивающей футболке. Здесь применяется много приемов из вольной борьбы, так как нет удобной для захватов одежды. Нужно бросать, переворачивать соперника, держа его за торс или голые руки, ноги. Такая форма принята на соревнованиях по грэпплингу, где участвуют представители разных видов борьбы.
- Вале-тудо. Подготовка к боям ММА. В дополнение к разделу но-ги – изучается муай-тай с акцентом на ближнем бое: локти, колени и отработка удара ногой по бедру противника (лоу-кик). Еще нарабатывается навык борьбы в лежачем положении против соперника в стойке.
- Самозащита. Преподается вне программы спортивной подготовки, по желанию и для отдельных групп людей разного возраста. Это обучение самообороне, в условиях улицы. Акцент на борьбе в стойке, против более сильного или вооруженного противника.
Также, в некоторых странах техника уличной самозащиты входит в программу подготовки полицейских и военных.
Боевая система, которая постоянно развивается
Со времен Карлоса в БЖЖ поддерживается традиция – отбирать лучшее из других единоборств и отказываться от не работающих в реальной драке приемов. Это делает боевую систему Грейси очень гибкой и эффективной. Последнее доказали смешанные единоборства, где владение ей даже на базовом уровне, сильно повышает шансы выиграть бой. Этот факт, а также возможность относительно быстро и успешно научиться защищать себя на улице, сделали бразильское джиу-джитсу одним из самых популярных боевых искусств в мире.