При слове каратэ возникает образ бесстрашного бойца, который голой рукой разбивает доски и кирпичи, не боится боли и способен свалить одним ударом любого соперника. Так и есть на самом деле. Что же помогает им достичь таких результатов? В этом материале мы расскажем: откуда пошло каратэ, как развивалось, в чем секрет сокрушающей силы его мастеров и каким образом они могут побеждать, даже не отвечая ударом на удар.
История: окинавское и японское каратэ
Родиной каратэ считается японский остров Окинава. Правда, на местном диалекте это искусство боя звучало как «тотэ» – танская рука, в честь династии Тан, правившей в Китае в 7-9 веках. Первые окинавские бойцы были учениками мастеров ушу из Китая. До 19 века даже сохранялась многовековая традиция поездок на родину Конфуция к какому-нибудь авторитетному местному специалисту для дополнительного обучения. Это был аналог черного пояса в наше время.
Начало популяризации каратэ в Японии
Первый окинавский мастер, который начал открыто демонстрировать свои умения и продвигать тотэ как уникальную систему боевой подготовки и физического воспитания в Японии был Итосу Ясуцунэ Анко (1832–1916). Благодаря связям с высокопоставленными чиновниками в администрации острова, он стал преподавать тотэ в центральном колледже Окинавы, затем в университете, а чуть позже занятия им одобрили и в средних школах на острове.
Чтобы студентам было интереснее и легче осваивать сложную боевую систему, ему пришлось ее упрощать. Например, сократить время изучения одного ката или формальных комплексов (бои с воображаемыми противниками) с трех лет до трех месяцев, убрать удары пальцами рук и ног.
В 1916 году в Киото он с группой окинавских мастеров проводит показательные выступления. Они продемонстрировали некоторые ката с последующим подробным разбором каждого боевого элемента в случае их применении в реальном бою. Японцы высоко оценили выступление, но дальше хвалебных отзывов дело так и не пошло – официального разрешения на открытие школ не дали.
Патриарх каратэ-до Фунакоси Гичин
Администрация острова не сдавалась. Там решили выбрать мастера, который будет официально представлять в Японии боевые искусства Окинавы. Лучшим на тот момент бойцом считался Мотобу Текки. И сначала выбор пал на него.
Мотобу был груб, плохо воспитан и постоянно лез в драку, чтобы доказать свое превосходство. Его заменили на Фунакоси Гичина, который ранее принял участие в выступлениях в составе группы Итосу. Он работал учителем начальных классов, обладал хорошими манерами и знал японский язык. Ведь окинавский диалект сильно от него отличался, так что жители одной страны зачастую с трудом могли понять друг друга.
В 1922 году Гичин приезжает в Токио как посол Окинавы, представляющий ее боевые искусства. Он демонстрирует свои умения, общается с высокопоставленными чиновниками и знакомится с Кано Дзигоро — самым уважаемым мастером дзюдо в Японии. Его одобрение заниматься каратэ и позволит Фунакоси официально открыть свои первые школы.
В их названии Гичин поменяет окинавский иероглифы, означающие китайскую руку, на японские, со значением «пустая рука». Фунакоси вообще старательно убирает все, что может связать каратэ с китайскими корнями, так как неплохо знал японцев и понимал, что они не захотят учиться китайскому боевому искусству – им нужно было что-то свое. Гичин любил японскую культуру и очень хотел сделать каратэ ее частью.
Кроме него примерно в это же время в Японию приезжают другие мастера с Окинавы, чтобы открыть свои школы. Любопытная история произошла с Мотобу Текки. После замены его на Фунакоси он еще раньше в 1921 году едет в Японию. Там выходит на бой с английским боксером, которого уже около двух лет никто не мог победить. Мотобу его нокаутирует. Об этом событии написала газета «Кинг» и Текки вмиг становится знаменитостью. Это вызвало взрывной рост интереса к окинавскому бою.
На пике популярности Мотобу открывает школу, но через несколько лет ее закрывает и возвращается на Окинаву. Говорят, что причиной стало незнание им японского. Ему приходилось общаться с учениками посредством переводчика. Это было неудобно ни ему, ни ученикам.
В тени Фунакоси остались и некоторые другие мастера. Например, Мияги Тедзюн – создатель стиля Годзю-рю и Уэти Камбун – создатель Уэти-рю. Они не отступали от окинавских традиций в обучении и не скрывали китайских корней каратэ. Оба какое-то время преподавали в Японии, а затем вернулись на остров. Дальше эти стили в стране развивали уже их ученики.
В 1926 году Фунакоси по примеру дзюдо вводит цветные пояса и систему ученических и мастерских данов. В 1935 году добавляет приставку «до» и называет свою школу Сетокан (дом сосны и моря). Так появилось каратэ-до Сетокан. Этот стиль считается классическим японским каратэ.
Философия каратэ
Философию каратэ сформулировал все тот же Фунакоси Гичин. Он видел предназначение этого боевого искусства в воспитании высоких нравственных качеств человека. Таких как смелость, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, честность, уважение к старшим.
Гичин запрещал практику свободных поединков, потому что считал каратэ смертоносным искусством и проповедовал принцип избегания боя. По этому поводу говорил так: «Если нет необходимости убивать — избегай драки». С этим были согласны почти все мастера того времени. В какой-то мере эту концепцию стараются соблюдать и современные школы, несмотря на практику учебных поединков и акценты в тренировке на достижение исключительно спортивных результатов.
Принцип эффективности
Убить или вырубить одним ударом – такой принцип заложен в подготовку бойца каратэ. Он же соблюдается в бесконтактных поединках на соревнованиях, где самая высокая оценка называется иппон. Присуждается за один технически безукоризненно выполненный удар. Считается, что в реальном бою после него не встают или вовсе не выживают. Можно сказать, что в этом вся суть занятий каратэ, главное отличие от других боевых искусств, где ставка часто делается на ударную комбинацию.
Главный секрет такого удара рукой – скручивание бедер в момент его нанесения и почти полностью выпрямленный локтевой сустав в момент соприкосновения с целью. В результате руке придается дополнительный импульс. Когда кулак соприкасается с атакуемой поверхностью, будь то плоть или доска для разбивания, почти все тело бойца на миг напрягается, чтобы погасить отдачу, а вся сила удара уходит в цель. При ударе ногой опорная наклоняется в ту же сторону, и боец как бы отталкивается ею от поверхности, таким образом, придавая бьющей ноге скорость и силу, не теряя при этом равновесие.
Тренировка мастерства
Основа достижения мастерства и совершенствования в каратэ – многократное выполнение ката. Повторяя комбинации защитных и атакующих движений, тело их запоминает, и в случае реальной схватки боец по идее должен действовать на автомате.
Смысл грозных и красивых формальных комплексов старые мастера объясняли несколько иначе. Есть такие понятия как «дзантин» – максимальная концентрация во время боя и «дзансин» – состояние готовности его мгновенно возобновить при необходимости. Первое достигается при выполнении ката, второе после его завершения. Считалось, что научившись этому, боец подсознательно будет способен выбирать те действия, которые помогут правильно, быстро и наиболее эффективно среагировать на ту или иную угрозу.
В старых школах Окинавы какой-либо один комплекс мог изучаться три года, прежде чем учитель решит, что он усвоен и пора, переходить к другому. Соответственно, повышалась сложность ката. Но еще со времен Итосу Анко многие школы сократили этот временной промежуток, чтобы не отпугивать новых японских учеников слишком долгим обучением. Именно поэтому, как считают приверженцы старых традиций, в обучении ученик не успевает овладеть этими двумя важными состояниями ума бойца каратэ. Это приводит к неправильному пониманию ката, удивлению и разочарованию, когда в реальной схватке ничего толком не получается.
Традиционное и спортивное каратэ
Родоначальником появления спортивного направления в каратэ можно считать одного из лучших учеников Фунакоси Гичина – японца Оцуку. Он был не согласен с подходом учителя в том плане, что нельзя проводить учебные поединки и тренировки должны ограничиваться только повторением того или иного ката. В результате он ушел из Сетокан и создал свой стиль – Вадо-рю. В нем основной упор на тренировках делался как раз на спарринги.
В качестве защитной экипировки в то время использовался шлем, щитки и кираса из кендо. Кроме того, он ввел одностороннее свободное кумитэ (поединок), когда один ученик только нападает, а другой только защищается. В итоге на одном из неофициальных университетских соревнования в конце 1940-ых годов представители Вадо-рю победили бойцов всех других школ. Наиболее ярким представителем такого каратэ после Оцуки был Мацумото Ояма – создатель стиля Кекусинкай.
Традиционные школы, которые не признают спортивной направленности в каратэ, пожалуй, остались лишь на Окинаве. Из стилей — это главным образом Годзю-рю и Уэти-рю. Считается, что в них в большей степени, чем в других стилях сохранился дух окинавского тотэ – много внимания уделяется медитативным и дыхательным практикам. Упор делается на повторение различных ката. Акцент на работе рук, а не ног. Удары ногами не выше живота. Есть удары пальцами и их фалангами по жизненно важным точкам, а не только кулаком или ребром ладони в голову, шею и корпус.
Победа защитой, а не ударом
Старые мастера всегда считали каратэ больше искусством защиты, чем нападения. Понимание победы звучало так: отбей у противника желание продолжать атаку. Надо причинить максимальную боль своей защитой атакующей руке или ноге. Отсюда набивка рук и ног о твердые поверхности, чтобы мягкие ткани огрубели, а также вкладывание в блок силы всего тела как в удар. Достигнув в этом большого мастерства вполне реально закончить драку не отвечая ударом на удар, а просто ставя железный блок. Это позволит достичь победы без риска убить противника – в полном соответствии с философской традицией каратэ.