В жилах Марка Дакаскоса течет японская, ирландская, испанская, филиппинская и китайская кровь. Первые две по линии матери: дедушка ирландец, бабушка японка, остальные – наследство отца. Такой генетический коктейль подарил ему неординарную и привлекательную внешность, которая помогла ему пробить дорогу в кино. Но прежде чем построить карьеру известного актера, Марк стал мастером боевых искусств – и этот путь был предопределен ему с рождения.
Семья бойцов
Марк родился на Гавайях 26 февраля 1964 года. У его отца Алана Джозефа Дакаскоса был черный пояс по кадзюкенбо – гавайского боевого искусства, в основе которого лежат техники кунг-фу, каратэ, дзюдо и бокса. Став в нем мастером, он на этой базе разработал собственную систему рукопашного боя Wun hop kuen do (комбинированный кулачный бой) – ее принцип, это заимствование и применение наиболее эффективных приемов из разных единоборств. Это подразумевало постоянное изучение других стилей, чтобы отбирать лучшее и отсеивать лишнее.
Его мать, Марико Маквей, была ученицей Алана. В воспитании сына она практически не принимала участия, доверив заботу о нем своим родителям. В итоге до шести лет Марк жил с бабушкой и дедушкой и редко с ней виделся.
К обучению сына боевым искусствам отец приступил, когда тому исполнилось четыре года. Причем, по воспоминаниям актера, тренировки включали воздействие на глазные яблоки, удары в пах, колени, голень, в общем, все то, что могло помочь быстро выиграть уличную драку – основополагающий принцип кадзюкенбо, который Алан сохранил и в своем стиле.
Когда Марку исполнилось шесть лет, отец женился второй раз и забрал его с Гавайских островов. Они переехали в Сан-Франциско. С мачехой Малией Берналь мальчик быстро нашел общий язык. Ее он до сих пор и считает, и называет своей настоящей мамой.
Малия была знаменитым мастером кунг-фу, что позволило стать ей первой женщиной-бойцом, чью фотографию разместил у себя на обложке популярный журнал Black Belt.
После переезда Берналь перехватила эстафету по воспитанию мальчика у мужа и вплотную занялась его обучением китайскому единоборству.
Путь бойца
В Сан-Франциско у родителей была своя секция кунг-фу. Там Марк и занимался наравне с другими учениками после уроков в школе. Тренировки проводила в основном его мама.
В обучении кунг-фу, она придерживалась строгих временных рамок на каждый тип тренировки. Например, один день – 15 минут бег, 20 минут отжимания, столько же приседания, 20-30 минут нахождение в стойке всадника (мабу): поза в полуприседе, когда бедра параллельно земле, руки вытянуты перед собой ладонями вперед. После этого 30-40 минут выполнение таолу или по-другому форм (формальных комплексов) – аналог ката в каратэ. Другой день то же самое, только вместо комплексов отработка ударов по мешку. Марк говорит, что в некоторые дни он тренировался в альпинистских ботинках. Было тяжело. Зато когда их снимаешь, прыгаешь выше и двигаешься быстрее.
Эффективность таких тренировок подтвердилась в 1973 году на международных соревнованиях по боевым искусствам в Лонг-бич – Дакаскос в них участвовал и занял первое место среди юниоров. Марк на отлично выполнил один из комплексов кунг-фу в формате боя с тенью – оценивались техника исполнения, акробатические элементы и артистизм. На тот момент ему было девять лет.
Когда мальчику исполнилось десять, отца пригласили преподавать кунг-фу в Германии, и семья переехала в Европу. Он ходил в местный колледж, изучал немецкий, французский, продолжал тренироваться и участвовать в соревнованиях – это были как таолу, так и контактные поединки. Особенно ему запомнился один турнир, когда школе его отца бросили вызов каратисты.
Старший Дакаскос принял вызов и выставил на бой несколько своих лучших учеников, в числе которых был и его сын. Схватки проходили на ринге в полный контакт в перчатках и шлемах. Марк был самым младшим в команде – ему недавно исполнилось 16 лет, в то время как в его группе и команде соперников не было участников младше 20. Он вспоминает, что глядя на громил с той стороны спросил отца: «Как я их побью, они почти в два раза меня больше?» На что тот ответил: «А как убивает пуля? Будь быстрым и бей первым». Сын постарался, но сразу не получилось.
Противник был выше и тяжелее. Марк ударил первым и тут же пропустил ответный удар, из носа пошла кровь. В перерыве он сказал матери, которая была его секундантом, что не сможет победить такого здоровяка. Та поступила неожиданно – дала сыну пощечину и сказала: «Ты Дакаскос, ты должен победить, иди и дерись!» Марк был ошеломлен и только и смог сказать: «Ты чего, мам?» Он помнит, что сильно разозлился в тот момент и как-то сумел собраться. Говорит, что скакал по рингу как заяц, но в итоге победил. Главный же урок, который он при этом усвоил, что как бы не было трудно – никогда нельзя сдаваться, потому что только так всегда остается шанс на победу.
Через некоторое время после окончания колледжа, семья Марка разделилась. Отца пригласили в США преподавать боевые искусства в Портлендском государственном университете в штате Орегон. Дакаскос остался с мачехой. Они вернулись в Сан-Франциско, где оба продолжили учить желающих кунг-фу в своей школе.
В 17 лет Дакаскос отправился изучать буддизм на Тайвань, вдохновившись фильмом с Брюсом Ли. Позже Марк стал студентом известного профессора Цзян Хаоцюаня, который обучал нескольким стилям Шаолиня.
Актерская карьера
В кино Марк попал случайно. В 1984 году он как-то прогуливался по одной из улиц в Сан-Франциско и к нему подошел мужчина, представившийся ассистентом режиссера. Он спросил, не снимался ли Марк в фильмах и когда тот ответил отрицательно, предложил поучаствовать в кастинге. Дакаскос обещал подумать. Ассистент дал ему визитку и сказал, чтобы тот позвонил по указанному в ней телефону, если надумает.
Придя домой, он рассказал о встрече матери. Та посоветовала попробовать. Марк позвонил, его пригласили на пробу, режиссеру понравилось и ему дали эпизодическую роль. Это был фильм «Дим Сум: легкое биение сердца». Дебют не состоялся, так как кадры с участием Марка в итоге вырезали, хотя сниматься ему понравилось. За время съемок ему удалось завести полезные знакомства, что затем помогало получать небольшие роли в малобюджетных фильмах.
Его первая серьезная роль – это мастер-мечник – противник главного героя в фильме 1992 года «Американский самурай».
Кинолента имела успех, Марка заметили и в 1993 он получил приглашение уже на главную роль в фильме «Только сильнейшие», после которого Дакаскос и стал по-настоящему известен. При этом со съемками в этой картине связана любопытная история.
За два месяца до этого приглашения Дакаскос увлекся бразильским боевым искусством – капоэйрой. И как раз, когда он неплохо уже освоил этот вид боевого искусства, ему звонят с Голливуда, говорят, что хотели бы видеть его в роли мастера капоэйры в новом фильме и что для этого ему нужно его изучить. Дакаскос сказал, что уже умеет. Ему не поверили, пригласили на пробы, он продемонстрировал умения, и съемки сразу начались. Вот и не верь после этого в судьбу.
Правда, это был единственный раз, когда так совпало, что он для себя изучал то боевое искусство, которое одновременно нужно было для исполнения роли. В других случаях это происходило только ради того, чтобы хорошо сыграть того или иного бойца в фильме. Например, в киноленте 2008 года «Легенда о Брюс Ли» ему досталась роль бойца муай-тай, который бросает вызов Брюсу и бьется с ним в этом стиле. Хочешь, не хочешь, пришлось Марку осваивать технику тайского боксера, чтобы убедительно его сыграть.
В 1995 году он снялся в еще одном знаковом для него фильме «Плачущий убийца». В нем Марк сумел проявить актерский талант и показал главного героя не только как классного бойца, но и человека со своими желаниями и чувствами. Кроме этого, именно на съемках этого фильма Дакаскос познакомился с актрисой Джули Кондрой, которая стала женой Марка и родила ему трех замечательных детей.
В 2000 году режиссер Кристоф Ганс, снявший «Плачущего убийцу», взял Марка на одну из ключевых ролей в своем новом фильме «Братство волка». За него Дакаскос был номинирован на премию «Сатурн» как лучший актер второго плана. Кроме этого, в том же году Марк сыграл в китайском фильме «Шанхайский связной».
Его поразила разница в подходе к съемкам в американской и китайской киноиндустриях. Например, если в Америке прыжок и приземление снимали по отдельности, то в Китае одним кадром, при этом на пол даже маты не стелили. А еще бои происходят почти по-настоящему и, если пропустишь удар, мало не покажется. В результате постановочных боев, у него все тело было в синяках и они не успевали проходить, пока длились съемки. Поэтому о китайских каскадерах он всегда говорит с неподдельным уважением.
В нулевых мода на боевики сошла на нет, и Дакаскос на некоторое время практически исчез с экранов. В 2016 году Марк дебютировал в режиссерском кресле, сняв фильм «Разборка в Маниле». Наш герой сам сыграл в фильме, а все поединки ставил вместе с отцом.
В 2019 году актер порадовал поклонников, вернувшись на большие экраны – Марк снялся с Киану Ривзом, сыграв его врага в фильме «Джон Уик 3». Фильм был успешным, а его игру высоко оценили кинокритики.
Марк Дакаскос – настоящий боец или просто актер?
С 7 до 18 лет Марк Дакаскос успел поучаствовать в более чем 200 соревнованиях по боевым искусствам, во многих занимал призовые места, в том числе первые. И это были не только бои с тенью, но и с соперниками в полный контакт, так что да, он боец.
С другой стороны актер из него тоже получился отличный. Сам Марк не делит себя на бойца или актера и считает одно частью другого. А успехи в боевых искусствах и кино объясняет тем, что всегда и везде следует основному принципу кунг-фу – достижение совершенства в любом деле, которым занимаешься – и стоит сказать, у него это хорошо получается.