19 октября Бахрам Муртазалиев защитил титул чемпиона по версии IBF в первом среднем весе, победив техническим нокаутом Тима Цзю в поединке, прошедшем в Орландо (США). По ходу боя россиянин отправил соперника из Австралии в четыре нокдауна и завершил встречу в третьем раунде.
Получи фрибет 3000 рублейВ эксклюзивном интервью MMA.Metaratings.ru Муртазалиев:
- высказался об уровне Тимофея Цзю;
- рассказал о травме пальца, полученной за десять дней до поединка;
- обозначил ближайшие цели в своей карьере;
- оценил своих потенциальных соперников;
- отметил помощь Сергея Ковалева в начале своей карьеры;
- прокомментировал заслуги Артура Бетербиева и Дмитрия Бивола;
- пояснил, что ему дает мотивацию в карьере.
«Дрался не с Костей Цзю и Роем Джонсом, а с их сыном и учеником»
– Бахрам, сколько людей поздравили вас после победы над Тимом Цзю? Чье внимание оказалось самым неожиданным?
– Меня поздравило очень много людей. Если не тысяча человек, то рядом с ней. До сих пор я не всем ответил. Очень много поздравлений. Было приятно их получить.
– Разговаривали ли вы с Тимофеем или Константином Цзю после боя?
– Подошел и поговорил с Костей. Поблагодарил его и Тима. Пару слов, ничего такого.
– Возможно, Константин был вашим кумиром в детстве. Его слова чем-то запомнились?
«Нет, никаких таких вещей. Он сказал перед боем: «Извини Бахрам, но я буду стараться давить на тебя морально». Но моим кумиром был Рой Джонс. Из-за него я пошел заниматься боксом. Я дрался с его учеником (Норберто Гонсалес) в 2018 году. Но это никак не давило на меня, так как дерусь не с ними, а с их учеником и сыном»
Бахрам Муртазалиев
«Костяшка мизинца ушла во внутрь»
– Возникали ли сомнения в своих силах перед поединком?
– Особо не думал, понимая, что на все воля Всевышнего. Создавал свою причину, усердно тренируясь, слушал тренера во всем, хорошо прошел лагерь, был на режиме. С питанием проблем не было. Раньше мог позволить себе сладкое, а на эту встречу подошел максимально дисциплинированно.
– Вы тренировались у разных специалистов. До Романа Калантаряна были Аброр Турсунпулатов и Вирджил Хантер. Кто больше дал?
– Благодарен им всем. В Челябинске у меня был великолепный тренер и человек Владимир Викторович Рощенко. Он меня поддержал при переходе в профессиональный спорт. То же самое в Чечне. Было много хороших наставников. У каждого что-то свое брал. В том числе у Хантера и Турсунпулатова. Реально, очень хорошие специалисты.
Но как с Ромой, мне не было комфортно ни с кем, не умоляя чьи-то заслуги: очень крутой специалист что в физическом, что в техническим плане. Да, я его единственный боксер. Других не берет, но он тренер от Бога.
– Накануне Роман Калантарян сказал, что вы боксировали с травмой. За неделю до боя был сломан палец на правой руке. Получается травмированная рука отправляла соперника в нокдауны?
«Это было в понедельник на последней неделе спаррингов за 12-13 дней до боя. Костяшка мизинца ушла во внутрь. Сейчас костяшки нет. По приезду домой, надо заняться рукой. Пока времени на это нет. Я не думал о руке. Опухоль спала к бою. Ничего критического или невыносимой боли. Бить особо сильно не мог. Травма мизинца не так страшна, как указательного или среднего пальца. Нормально»
Бахрам Муртазалиев
Не было речи, чтобы сняться. Когда объявили бой, Тим, как любитель поговорить, начал рассуждать, что «Бахрам может слиться с боя». Даже если бы он этого не говорил… Ни один бой не срывался по моей вине. Я понимал, что в ринге особо не буду думать о пальце.
Получи бонус на бокс– Почему спустя две недели после боя не показали палец врачу?
– Времени совсем нет. Ни на что. Я только недавно пришел с мероприятия. Физически не хватает времени увидеться и пообщаться со всеми. Все надо сделать, а отказывать людям неудобно. В ближайшие десять дней по приезду домой начну этим заниматься.
«Моя фамилия не хуже, чем Цзю, может даже лучше»
– Фамилия Цзю не давила?
– Никакой разницы от фамилии. Все те же 12 раундов, чтобы себя показать. Я понимал, что соперник сильный, хотя не факт, что самый сильный в карьере. Настрой был очень хороший, сверхдавления не было. Была мотивация.
Все эксперты бокса, что в России, что в США, говорили, что Тим техничнее, быстрее и на класс выше. Но понимал, что мнение складывается из-за фамилии. Хотя у меня тоже красивая фамилия. Не хуже, чем Цзю, а может и лучше.
– Все-таки ставлю на то, что люди не смотрели ваши бои.
– Да, я шучу. Особенно после последнего боя. Люди не понимают, что такое поститься в Рамадан и драться на 27-й день, когда у тебя ничего нет. Хотя как боксер Джек Кулкай ничем не слабее Цзю, а может и выше классом. У него богатый опыт и хорошие результаты в любителях. Плюс он чемпион мира, а его школа бокса на высоком уровне. С ним было намного тяжелее в плане самого бокса.
«Цзю победил трех чемпионов мира»
– Что скажете об уровне Цзю? Многие считают, что Тим не победит даже на региональном соревновании в России.
– Этим людям надо выйти с Тимом, чтобы он их нокаутировал. Цзю выиграл у трех бывших чемпионов мира (Джефф Хорн, Тони Харрисон и Брайан Мендоса). За последние пять-шесть боев он оказался сильнее боксеров, котировавшихся выше меня. Он победил их уверенно. Поэтому все считали, что Тим должен меня «переехать». Я не могу назвать уровень бокса Цзю слабым. Единственное, чуть-чуть проблемы с защитой.
– Чуть-чуть?
«До этого он не пропускал такие точные удары и мог перебить. Террелл Гауша, отправивший его в нокдаун, был моим спарринг-партнером перед боем с Кулкаем. Это очень техничный и хороший боец. На спаррингах он дал мне хорошую работу. И давно провел спарринг с Брайаном Мендосой. Тоже хитрый, скользкий и хороший боец. Обоих Тим хорошо прошел»
Бахрам Муртазалиев
«Приоритет – объединение поясов»
– Есть ли понимание со следующим соперником, защитой титула или объединительным боем?
– Пока мне надо сделать операцию на пальце. Даже если ее не будет, рука опухшая и до сих пор болит, особенно когда с кем-то здороваюсь. От крепких рукопожатий она становится еще большее. Пока не думал о соперниках. Хотим сделать объединительные бои. Приоритет – боксеры, выступающие на стриминговой платформе Amazon Prime и у промоутерской компании PBC. Это Себастьян Фундора и Эррол Спенс. Они хотят подраться между собой.
– Спенс, а не Теренс Кроуфорд?
– Нет, Фундора дерется со Спенсом в январе. Не знаю, договорились ли они. Кроуфорд дерется у другой промоутерской компании. До Нового года никаких решений не примем. Приоритет – объединение поясов. Хочу объединить их и подняться на весовую категорию выше.
– IBF очень быстро назначила вам обязательную защиту титула с Цзю. У меня сложилось впечатление, что организация хочет более медийного чемпиона. После победы над Тимом, появилось ли у вас ощущение, что в IBF стали вас ценить?
– Надо их спросить на счет Тима. В июле они хотели назначить отборочный бой между Тимом Цзю и Эриксоном Лубином. Я предложил сразу подраться с Тимом. Мой менеджер Эгис Климас поддержал эту идею. Лубин отказался из-за травмы, и тогда IBF назначила Цзю обязательным претендентом. Подумал: «Одним выстрелом двух зайцев: и Цзю, и обязательная защита титула на нейтральной территории в США». Мне это было очень удобно.
«Какой смысл в реванше с Цзю?»
– Готов ли дать реванш Тимофею Цзю в Австралии?
– Сейчас? Какой смысл?
Лучшая линия на бокс– Бои Цзю там собирают стадионы, а вы знаете свои силы. Большие деньги.
«Вообще не думал. Если предложение поступит, мы посмотрим. Я не принимаю решения сам. У меня есть тренер и менеджеры, которым я доверяю на 100%. Мое условия только одно – я не беру бои на коротком уведомлении. Мне нужна подготовка – не выхожу ради чека»
Бахрам Муртазалиев
– Мы не упомянули Джермелла Чарло. Есть ощущение, что он и не вернется в ринг?
– Нет. Он дерется в январе с боксером из нашего дивизиона Хесусом Рамосом. Но могу ошибаться.
«Надеюсь, мой бой с Кроуфордом состоится»
– Теренс Кроуфорд забрался не в свой вес, дравшись с Исраилом Мадримовым?
– У него был простой больше года. Мадримов – непростой соперник, но Кроуфорд выиграл. Смотрел вживую, мне казалось, что Теренс выиграл уверенно. Первые шесть раундов Исраил вообще ничего не делал, надо было больше рисковать. У Кроуфорда есть пара раундов еще до боя.
– К этому поединку у меня вопросов нет, как и к карьере Кроуфорда. Но есть подозрение, что при встрече с вами у него реально мог быть такой запас.
– Мадримова он победил нормально. Надеюсь, если наш бой состоится, не оставлю судьям шансов что-то решить на свое усмотрение. Судьи иногда видят очень разную картину боя.
– Возможен ли бой с победителем пары Исраила Мадримова и Сергея Богачука?
– Вопрос в предложении, и нужно ли мне это на данный момент. У них нет поясов, а мне важны объединительные бои. Если они невозможны, я рассмотрю любых соперников, включая Мадримова и Богачука. Им пока надо отбоксировать. Потом будет понятно, как сложится ситуация в нашем весе.
«Ковалев – один из лучших боксеров в истории России»
– Сергей Ковалев принимает участие в вашей карьере?
– Уже давно нет. Он меня привез, поддержал, познакомил с Эгисом Климасом и Кэти Дувой на начальном этапе. Много помогал. После пандемии сопромоутерский контракт с Main Event и Krusher Promotions закончился.
– Какое впечатление осталось от выступления Сергея в поединке с Робином Сафаром?
– Не особо хороший поединок выдался для Сереги. Вина в большом простое. Он не дрался больше года. И он встретился с молодым и голодным боксером, хотя я думал, что Тервелл Пулев, которого он победил год назад, был даже сильнее. Что-то пошло не так. В любом случае, у Ковалева была выдающаяся карьера. Один из лучших боксеров в истории России.
«Бивол и Бетербиев заслуживают наград больше меня»
– В этом годы вы победили Кулкая в Германии и добавили себе послужной список фамилию Цзю. Если бы не Артур Бетербиев вы бы точно претендовали на звание лучшего боксера России. Нет ли сожаления, что ваш расцвет пришелся на период, когда он остался в тени другого боксера?
– Даже не думал об этом. В любом случае, признали бы лучшим боксером Бетербиева или Дмитрия Бивола, кто бы из них не выиграл. Они больше заслужили награду и сделали в боксе больше, чем я. Мне есть на кого равняться. Это будет мотивация. Если меня номинируют, это уже хорошо.
Условно, в прошлом году в России, за исключением вас, меня никто не знал. И после победы над Кулкаем все говорили, что я выиграл у «старика». Мне безразлично, что обо мне говорят. Сейчас победил Цзю, и говорят: «После Фундоры Тим уже не тот». Третье-десятое. Я не гонюсь за славой.
Мотивация – семья, остальное – второстепенно. Если я займу второе место после Артура, уже буду считать, что получил какое-то призвание. Мнение у людей быстро меняется. Вчера героем был Цзю, а сегодня все называют еговыскочкой и закапывают нехорошими комментариями. Не должно меняться мнение из-за ветра.
– Какое у вас мнение о поединке Бивола и Бетербиева?
«В тот день у меня был последний массаж перед боем с Цзю. Смотрел бой, но не считал удары. Ребята, которые были со мной, говорили 6-6 или 7-5 в пользу Артура, забравшего последние три раунда. Считаю, что бой на три исхода. Могут быть правы те, кто считает, что выиграл Бивол, и могут быть правы те, кто отдал победу Бетербиеву. Так же и с ничьей»
Бахрам Муртазалиев
– Сегодня я узнал о рейтинге Rusboxing. Мягко говоря, он странный. Угадайте хотя бы, в какой сотне вы находитесь?
– Даже в сотне? Хоть среди действующих спортсменов? Наверное, в первой.
– Даже не во второй. 686-е место.
– Значит, есть к чему стремиться – мотивация быть лучше.